Страстные почитатели Альбера Камю до последнего времени полагали, что смерть их героя была доказательством его собственных тезисов: 4 января 1960 года 46-летний писатель и философ абсурда погиб в автомобильной аварии. За рулем находился Мишель Галлимар – племянник известного издателя. Первоначально Камю хотел вернуться в Париж из расположенного в Провансе города Лурмарена на поезде.
В кармане его пиджака был позднее найден уже зарегистрированный билет. Его жена и обе дочери уехали из Авиньона на поезде. Камю намеревался поехать в Париж позднее вместе с Рене Шаром (Renй Char). Галлимар – друг Камю, так же как и он страдавший от туберкулеза, – уговорил его поехать вместе с ним на его мощном автомобиле Facel Vega 3B.
Причина аварии так и не была полностью установлена
Мощность мотора этого автомобиля составляла 355 лошадиных сил. Свидетели позднее сообщили, что он двигался со скоростью не менее 130 километров в час. Примерно в 13.55 на 90-ом километре национального шоссе № 5 между Сансом и Фонтенбло, вблизи городка Шампини-сюр-Йонн, машина вылетела с дороги, повалила небольшое дерево и через 13 метров врезалась в платан.
Моторный блок был найден в 20 метрах слева от дороги, а приборная панель оказалась в 30 метрах справа от нее. Камю умер на месте. Галлимар скончался от полученных ранений шесть дней спустя. Его супруга Женин, его дочь Анна, которой накануне исполнилось 18 лет, и собака по кличке Флок находились на заднем сидении и чудесным образом остались в живых.
Галлимар считался поклонником быстрых автомобилей, однако безрассудным лихачом он не был. Причина аварии полностью так и не была установлена. Жандармы, изучавшие место катастрофы, предположили, что ее причиной мог стать гололед, а также лопнувшее заднее колесо. Однако официально это не было подтверждено.
Приложил ли к этому руку КГБ?
Поэтому новая теория несчастного случая спустя 51 год после аварии продолжает волновать умы. Может быть, советская спецслужба КГБ что-то сделала с машиной Галлимара для того, чтобы устранить Нобелевского лауреата Альбера Камю и известного критика советского режима? Этот смелый тезис недавно был предложен итальянским писателем Джованни Кателли (Giovanni Catelli).
Кателли при чтении дневников чешского писателя Яна Забраны (Jan Zabranа) обратил внимание на один абзац, в котором Забрана обсуждает произошедший с Камю несчастный случай. Забрана воспитывался в семье диссидента и получил известность прежде всего как переводчик произведений Аллена Гинзберга, Джозефа Конрада и Бориса Пастернака. Он умер в 1984 году в возрасте 53 лет.
После себя он оставил 1100 страниц дневниковых записей, которые в 1992 году были напечатаны в Чешской Республике издательством Trost. На одной из страниц своего дневника Забрана пишет: «От своего отца я услышал нечто очень странное, а он знает многое, и у него очень хорошие источники информации».
Месть за статью в журнале Franc-Tireur
По мнению отца Забраны, несчастный случай в 1960 году, в результате которого погиб Альбер Камю, был организован советскими шпионами. Они повредили одно из колес автомобиля, использую специально изготовленное для этого устройство, которое при большой скорости врезается в шину и проделывает в ней дырку.
Приказ об организации убийства писателя был отдан лично советским министром иностранных дел Дмитрием Тимофеевичем Шепиловым, считает Забрана. Это была месть за статью в журнале Franc-Tireur, опубликованную в 1957 году, в которой Камю обвинил в подавлении венгерского восстания 1956 года лично Шепилова.
Решение Советского Союза о направлении танков в Будапешт для подавления народного восстания Камю назвал «кровавой бойней Шепилова». Спустя год Камю вновь разгневал Советы, когда он публично выступил в защиту лауреата Нобелевского премии Бориса Пастернака, книги которого Сталин запретил.
Биограф Камю Оливер Тодд озадачен
По мнению итальянской газеты Corriere della Sierra, сообщившей об открытии Кателли, это было, судя по всему, достаточным основанием для того, чтобы убить писателя, который и с Жаном-Полем Сартром поссорился именно потому, что он не был готов закрывать глаза на авторитарный характер советской системы.
Биограф Камю Оливер Тодд (Oliver Todd) сдержанно отреагировал на предположение Забраны. По его мнению, от КГБ и его наследников, в принципе, всего можно ожидать. Вместе с тем «все эти предположения меня озадачили», - признался Тодд в интервью британской газете Observer.
В чешских архивах КГБ предостаточно информации о том, как Советы использовали чехов для выполнения «грязной работы». Однако «я не думаю, что эта история соответствует действительности», - отметил Тодд.
Facel Vega считался красивым автомобилем, но у него были недостатки
Если в российских архивах найдутся другие указания на причастность КГБ к смерти автора «Бунтующего человека» и «Мифа и Сизифе», то это укрепит статус Камю как одного из самых прозорливых политических мыслителей своего времени.
В прошлом году предложение Саркози перенести останки писателя из Лурмарена в Пантеон вызвали короткую дискуссию, но в результате Саркози вынужден был отказался от этой идеи.
Но есть одно обстоятельство, которое ставит под сомнение теорию о заговоре с участием КГБ. Об этом заговорили в августе сначала в Италии, а затем и в Париже, где почти не было никакой реакции. Facel Vega считался очень красивым автомобилем, но у него были существенные недостатки.
Гибель Камю в автокатастрофе вызвала споры по поводу недостаточной надежности автомобилей этой марки. Многие считали, что тяжелый американский мотор V8 был размещен в слишком легком французском кузове. В 1964 года эта фирма обанкротилась.
Однако у автомобиля Facel Vega было одно преимущество. Вот что сказал об этом писатель Жан Руо (Jean Rouaud): «Он никогда не загорался». Именно поэтому сохранилась рукопись романа Камю «Первый человек», который он взял с собой в свою последнюю поездку. Впервые этот роман был опубликован только в 1994 году.