Президент Венесуэлы вернулся в Гавану, чтобы продолжить курс химиотерапии. Хотя кубинские врачи считаются одними из лучших в Латинской Америке, причиной его решения в первую очередь стала политика.
На прошлой неделе президент Венесуэлы, практически лысый и с опухшим лицом, вновь отправился в Гавану на очередной курс химиотерапии. По слухам, Уго Чавес страдает от рака кишечника или желудка, однако истинной причины своей болезни он так и не раскрыл. Зачем нужно было отправляться лечиться на Кубу? «Первая причина в том, что он не доверяет венесуэльским врачам и в этом он, безусловно, прав», - объясняет Анна Дагерр (Anne Daguerre), специалист по социальной политике стран Латинской Америки.
Кубинская система здравоохранения является лучшей во всей Латинской Америке. Уровень детской смертности здесь ощутимо ниже, чем в других южноамериканских странах (чуть менее 10 смертей на 1000 новорожденных на Кубе против 17,5 в Венесуэле, по данным Всемирного банка). По статистике ООН, в 2005 году на острове находился один врач на 166 жителей против 326 во Франции. По информации Всемирного банка, в 2009 году кубинское правительство потратило на здравоохранение почти 12% ВВП страны, то есть столько же сколько Франция и Германия.
Нефть в обмен на врачей
«Тем не менее, это не единственная причина, по которой Чавес лечится на Кубе, - продолжает Анна Дагерр. - Как мне кажется, он отправился туда в первую очередь по политическим и идеологическим соображениям. Куба является главным источником политической поддержки Чавеса и наоборот. Лечиться там, значит укреплять эти привилегированные отношения».
Кроме того, связи между кубинской медициной и венесуэльским правительством сформировались отнюдь не вчера. В 2000 году Уго Чавес дал старт совместной с Кубой экспериментальной программе по отправке докторов в бедные кварталы Каракаса. В обмен Венесуэла продает своему союзнику нефть по дружеским ценам. «Венесуэльские врачи не столь хороши и никогда не проявляли желания работать в бедных кварталах, - отмечает специалист по Латинской Америке. - С одной стороны, это объясняется тем, что они хотят лечить богатых, чтобы зарабатывать больше, с другой – тем, что они боятся за собственную безопасность».
«После неудавшейся попытки государственного переворота в 2002 году Уго Чавес осознал, что ему необходимо сделать что-то, чтобы поднять свой пошатнувшийся рейтинг, - подчеркивает Анна Дагерр. - Он решил распространить эту программу на все проблемные кварталы страны». Сегодня Куба ежегодно отправляет в Венесуэлу почти 40 000 врачей и медсестер. Все они получают зарплату от кубинского правительства и работают исключительно в небогатых районах. Местным жителям они предоставляют базовые услуги, то есть никакой онкологии и кардиологии. Все лучшее оборудование остается на Кубе. В ответ Венесуэла ежедневно поставляет на Кубу 90 000 баррелей нефти, но взимает плату только за 65 000.
«Эти связи очень ценны для обоих режимов», - уверена Анна Дагерр. Отправившись лечиться на Кубу, Чавес демонстрирует доверие к кубинской медицине, проявляет союзническую солидарность и укрепляет объединяющие государства связи. Пока Венесуэла не может похвастаться современной системой здравоохранения, 100 000 ее граждан каждый год отправляются в то же путешествие, что и Чавес, в поисках бесплатных медицинских услуг.