Перезагрузка в российско-американских отношениях переживает трудные времена. Будучи знаковым достижением во внешней политике американского президента Барака Обамы и российского президента Дмитрия Медведева, она имеет успех в значительной степени благодаря личным чувствам взаимного доверия и симпатии двух лидеров. Однако с самого начала перезагрузке мешало укоренившееся во времена холодной войны мощное взаимное недоверие в рядах политических элит двух стран. Не менее тревожен и тот факт, что слабое экономическое сотрудничество США и России лишает перезагрузку столь необходимой ей точки опоры в деловых сообществах обеих стран. Поэтому перезагрузка по-прежнему крайне слаба и уязвима, завися от каждого негативного поворота в двусторонних отношениях – будь то базовые политические разногласия или кратковременные неудачи.
Есть проблема, обладающая наибольшим потенциалом для уничтожения перезагрузки. Это будущее европейской противоракетной обороны. После состоявшегося прошлой осенью Лиссабонского саммита, на котором Россия и НАТО договорились о поиске точек взаимопонимания, Москва активно продвигает идею президента Медведева о совместной системе противоракетной обороны России и НАТО с полной оперативной совместимостью и взаимодействием российских и натовских компонентов. К разочарованию Кремля эта идея была отвергнута 9 января на заседании Совета Россия-НАТО в Брюсселе, и предпочтение было отдано схеме, предусматривающей наличие двух независимых систем, объединяемых только механизмом обмена информацией. Вдобавок ко всему Соединенные Штаты и их союзники по НАТО отвергли просьбу Москвы предоставить ей обязательные в правовом отношении гарантии того, что европейская система ПРО не будет направлена против России.
Надо отдать должное Москве, которая воздержалась от резких высказываний после этих событий. Демонстрируя свою добрую волю, российская делегация во главе с заместителем министра иностранных дел Сергеем Рябковым и российским представителем в НАТО Дмитрием Рогозиным посетила в июле Вашингтон, чтобы обсудить возможность создания системы совместных центров по оценке ракетных угроз и обмену информацией. Россияне встречались с высокопоставленными представителями из Белого дома (в том числе, с советником по национальной безопасности Томом Донилоном (Tom Donilon)), Госдепартамента и Пентагона. Их также пригласили посетить американский центр ПРО в Колорадо-Спрингс.
Здравому и ответственному подходу Москвы к переговорному процессу не соответствовали совершенно ненужные заявления Рогозина, с которыми он выступил после встречи с двумя сенаторами-республиканцами – Джоном Кайлом (Jon Kyl) (от штата Аризона) и Марком Керком (Mark Kirk) (от штата Иллинойс). Назвав Кайла и Керка «монстрами холодной войны» - а это при любых обстоятельствах неподобающий лексикон для дипломата – Рогозин предупредил, что российско-американские отношения могут потерпеть неудачу, если к власти в США придут «радикальные» республиканцы. По мнению Рогозина, Москва должна осторожно подходить к сотрудничеству с Вашингтоном в вопросах безопасности, чтобы «внезапная перемена» в американской политике не навредила российским национальным интересам.
Из заявления Рогозина неясно, каких республиканских политиков он считает «радикалами», и что именно «приход к власти» означает для американской «расщепленной» системы государственного управления, в которой президент сегодня не принадлежит к партии большинства в законодательных органах. (Кстати, сенатор Кайл не собирается переизбираться в 2012 году, а следовательно, через полтора года его в Сенате уже не будет.) Легко себе представить, какая буря недовольства поднимется в Москве, если какое-нибудь официальное лицо в США заявит, что будущее российско-американских отношений зависит от исхода парламентских и президентских выборов в России.
Что интересно, словесная выходка Рогозина заставила вспомнить о той дискуссии, которая шла в 2008 году в аналитических кругах России. Многие ученые и аналитики считали, что для Москвы будет лучше, если президентом США станет кандидат от республиканцев Джон Маккейн, потому что республиканцы, в отличие от демократов, будут уделять меньше внимания правам человека в России. Как много изменилось всего за три года! Похоже, сейчас Рогозин и его единомышленники в России считают, что приход президента-республиканца ознаменует собой кончину российско-американских отношений.
Антироссийские силы в США прекрасно понимают, что пока президенты Обама и Медведев остаются у власти, стратегические разногласия по поводу европейской ПРО имеют мало шансов уничтожить перезагрузку. Для этого необходимо нечто более «экстренное» и сильное. И тут возникает давно уже забытая история о взрыве бомбы у американского посольства в Тбилиси 22 сентября 2010 года. В конце июля Грузия вдруг снова замелькала в заголовках американских СМИ. Такое внимание было вызвано прошлогодним секретным докладом, в котором вина за организацию взрыва возлагается на российскую военную разведку. Сенатор Кайл дошел до того, что назвал этот инцидент «попыткой подрыва посольства США» и призвал остановить все переговоры о совместной системе ПРО.
То, о чем столь мрачно говорил сенатор Кайл, на самом деле было взрывом крошечного устройства, произошедшим на пустыре метрах в 70 от посольского забора. В результате этой блестяще проведенной «разведывательной операции» никто тогда не пострадал, и никакого ущерба американской собственности нанесено не было. Более того, аналитики из Национального совета по разведке, являющегося аналитическим подразделением аппарата директора национальной разведки США, тихо признали, что в разведывательном сообществе отсутствует единое мнение о том, кто несет ответственность за этот взрыв. На нормальном английском это означает, что нет никаких улик и доказательств причастности к этому российских спецслужб.
Но если полагаться на утечку информации из этих секретных докладов, организованную неопознанными сотрудниками разведки, то взрыв в Тбилиси начинает выглядеть как продолжение прошлогоднего триллера о «российской шпионской сети». На сей раз не хватает только шумихи СМИ вокруг интригующих личностей российских шпионов. А поскольку жертв в тбилисском взрыве не было, да и роковая женщина Анна Чапман оказалась ни при чем, новость о «попытке подрыва американского посольства» просто не в состоянии стать сенсацией для американской аудитории.
Тем временем, продолжающаяся шумиха из-за так называемого списка Магнитского вполне может навредить перезагрузке больше, чем взрыв в Тбилиси. На прошлой неделе Госдепартамент предпринял хитрую попытку убедить Конгресс отказаться от рассмотрения «закона Магнитского» (он же – законопроект Кардина-Макговерна), объявив о том, что включил в черный визовый список ряд российских чиновников, якобы причастных к смерти Магнитского. Как сообщила Washington Post, в это список включено меньше имен, чем в законопроект Кардина-Макговерна, и что более важно, Госдепартамент не требует введения финансовых санкций против перечисленных лиц. Более того, сославшись на конфиденциальный характер рассмотрения визовых заявок, Госдепартамент не раскрыл имена тех людей, которых он включил в данный список.
Реакция Москвы на эти действия была весьма резкой, на что и надеялись русофобы из Вашингтона. Российское Министерство иностранных дел выступило с заявлением, пообещав адекватные ответные меры, а президент Медведев приказал составить своего рода «антисписок Магнитского», то есть, ответный перечень тех американских представителей, которым будет запрещен въезд в Россию. К счастью, Медведев не прислушался к тем «советникам», которые хотели наказать Вашингтон, свернув сотрудничество с США по Афганистану и Ирану.
Очевидно, что реакция Кремля была чрезмерной. Отказ в выдаче виз российским гражданам это не новость. В новом черном визовом списке США среди прочих фигурирует фамилия известного российского магната, а также видного депутата Госдумы. России не следует разжигать этот спор, составляя какие-то особые списки. Если какому-то российскому чиновнику в будущем откажут во въезде в США, Москва всегда может ответить тем же самым, запретив въезд в Россию очередному имеющемуся в наличии представителю американского политического истэблишмента.
Продлится ли перезагрузка? Продлится, если руководители обеих стран будут по-прежнему реалистично смотреть на то, что может, а что не может сделать другая сторона в конкретных внутренних обстоятельствах. Она продлится, если сторонники перезагрузки защитят ее от противников соглашений и компромиссов, постоянно напоминая общественности о ее ощутимых результатах, какими бы скромными они ни были. Перезагрузка продлится, если политики обеих стран в пылу избирательных баталий не будут использовать ее для набора дешевых очков и для обеспечения победы над своими оппонентами.
Есть еще одна вещь, которую может сделать Россия для обеспечения успеха перезагрузки: ей надо начать активно лоббировать свои интересы в США.