Москва готовит список американских официальных лиц, которым она запретит въезд в Россию, в ответ на политику Белого дома, направленную на то, чтобы держать подальше от США тех русских, которые нарушают права человека.
По информации российских СМИ, на этой неделе российское Министерство иностранных дел начало готовить список чиновников, связанных с арестом американцами подозреваемого в торговле оружием Виктора Бута и признанного виновным в контрабанде наркотиков Константина Ярошенко.
Госдепартамент в прошлом месяце объявил, что у него имеется список российских чиновников, причастных к убийству в 2009 года российского юриста Сергея Магнитского, и этим людям будет отказано в выдаче виз для въезда в Соединенные Штаты, если они о таковых попросят.
Когда его спросили по поводу российского списка американских чиновников в четверг, представитель российского посольства в Вашингтоне сослался на заявление российского заместителя министра иностранных дел Сергея Рябкова.
«Мы определенно ответим, но наш ответ не собирается быть точной копией, - сказал г-н Рябков в этом месяце. - Списки могут отличаться в смысле состава».
Марк Тонер (Mark Toner), заместитель официального представителя Госдепартамента, заявил: «Мы осведомлены о сообщениях в российской прессе по поводу визового запрета российских властей, который они предположительно ввели в действие. Официально мы ничего не слышали по этому вопросу от российских властей».
Сравнение Москвой Магнитского, юриста, расследовавшего коррупцию в российском Министерстве внутренних дел, и г-на Бута, нелегального торговца оружием, которого обвиняют в продаже оного одним из самых жестоких военачальников в Африке и Азии, вызвало критику в Вашингтоне.
Дэвид Крэмер (David Kramer), президент правозащитной организации Freedom House, частично финансируемой Конгрессом США, заявил, что это абсурд – сравнивать дело Магнитского с делом Бута.
«Сравнивать эти два дела – абсурд, - сказал г-н Крэмер, - я считаю российскую попытку просто плохой шуткой. Если это – лучшее, что они могут сделать в плане ответа, то они, с одной стороны, не особо одарены воображением, а с другой, совершенно не заинтересованы в том, чтобы разобраться и докопаться до сути в деле Магнитского».
Г-н Бут был арестован в Таиланде в ноябре и экстрадирован в Соединенные Штаты несмотря на возражения российского МИДа.
Ярошенко был признан виновным этой весной в попытке ввоза наркотиков в США. Он был задержан во время спецоперации американских сил в Либерии в 2010 году.
На прошлой неделе Белый дом выпустил заявление, в котором провозгласил, что США будут вести политику запрета на въезд в страну чиновникам, виновным в нарушениях прав человека и гуманитарного законодательства.
Заявление Белого дома и неопубликованный список Госдепартамента рассматриваются многими наблюдателями как попытка не допустить принятия закона, известного как «Законопроект о верховенстве закона и ответственности имени Сергея Магнитского» (Sergei Magnitsky Rule of Law Accountability Act), который был составлен сенатором Бенджамином Кардиным (Benjamin L. Cardin), демократом от штата Мэриленд.
Закон г-на Кардина – это новый вид целенаправленных санкций, который призван наказать иностранных правительственных чиновников, отказывая им в доступе на Запад.
В прошлом при помощи адресных, целенаправленных санкций пытались заморозить активы или наказать экономику страны, запрещая экспорт туда современных технологий.
Билл Браудер (Bill Browder), генеральный директор фонда Hermitage Fund, нанял Магнитского в 2007 году в качестве внешнего консультанта для своей инвестиционной компании в России. Он стал ведущим сторонником нового вида санкций, предусматриваемых законопроектом г-на Кардина.
Г-н Браудер заявил, что Магнитский был нанят для проведения расследования обвинений в налоговом мошенничестве против московских офисов Hermitage Fund, где чиновники из МВД украли налоги, уплачиваемые компанией.
Он был арестован сотрудниками Министерства внутренних дел, в отношении которых он вел расследование, в 2008 году. После того, как его пытали в предварительном заключении, Магнитский умер в 2009.
«Стало ясно, что нет никакой возможности добиться справедливости в самой России, поэтому мы решили пойти по пути преследования виновных вне России», - сказал г-н Браудер.
«Во всех коррумпированных странах чиновники хотят ездить в другие страны, такие как Соединенные Штаты или страны Европы, и держать свои деньги в этих странах, и чтобы к ним относились с уважением в этих странах, - сказал он. - Законопроект Кардина отберет у них именно то, чего они так жаждут».
В интервью газете Washington Times г-н Кардин заявил, что «то, что сделал Белый дом, было важно», но он все равно планирует продолжать продвигать свой закон.
Он добавил, что он полагает, что его законопроект вынудил Белый дом действовать. «Я считаю, что дело Магнитского стало движущей силой в этом вопросе», - сказал он.
«Это очень важно. Я по-прежнему верен, что закон, который мы продвигаем, важен. Я работаю над потенциальными изменениями, чтобы идти дальше по этому пути».
Представитель Белого дома заявил, что та политика, о которой было сказано в сообщении администрации Обамы, готовилась в течение нескольких месяцев и не была связана с законопроектом Кардина.
Тем не менее, Белый дом и Госдепартамент выразили интерес к законопроекту г-на Кардина.
В прошлом месяце Госдепартамент представил Сенату комментарии администрации по поводу этого законопроекта: «Высокопоставленные чиновники из российского правительства предупредили нас, что они ответят ассиметрично, если этот закон пройдет. Их аргумент заключается в том, что мы не можем ожидать от них, чтобы они были нашими партнерами в поддержке санкций против таких стран как Иран, Северная Корея и Ливия, и при этом налагать санкции в отношении их самих».
Эти комментарии впервые появись в журнале Foreign Policy.
Г-н Кардин заявил, что он будет работать над поправками к своему закону, которые включают замораживание активов, и заставит Госдепартамент назвать поименно тех российских чиновников, которым будет запрещен въезд в США.
Г-н Кардин впервые представил свой законопроект в прошлом году; с тех пор он расширил его, включив в него положение о запрете на въезд в США всем российским чиновникам, причастным к нарушениям прав человека, не только в деле Магнитского.
Закон Кардина будет иметь отношение к официальным лицам, связанным с тюремным заключением бывшего главы нефтяной компании ЮКОС Михаила Ходорковского, политического соперника нынешнего премьер-министра Владимира Путина, и тем, кто имеет отношение к делу об убийстве в 2006 году журналистки Анны Политковской, чья работа представляла угрозу для г-на Путина и для российских действий по подавлению волнений в Чечне.
Г-н Браудер заявил, что в прошлом году с ним вступали в контакт жертвы других правонарушений российского правительства, которые спрашивали, будет ли закон Кардина включать в себя и их случаи.
В результате законопроект оказался сейчас гораздо шире, чем он был тогда, когда был впервые представлен в 2010 году.
«Госдепартамент начал предпринимать некоторые действия в этом направлении, запретив выдачу виз чиновникам, которые убили Сергея Магнитского, но в очень ограниченном виде - они не заморозили их активы, не назвали их имена и, к сожалению, не стали преследовать других широко известных убийц невинных людей и активистов-правозащитников», - сказал он.