Российское правительство заявило в четверг, что до конца года завершит строительство двух современных радиолокационный станций дальнего обнаружения «Воронеж-ДМ», после чего обе они будут включены в российскую систему противоракетной обороны. Заявление прозвучало в момент, когда представители российского и американского ведомств по контролю вооружений проводили переговоры в Санкт-Петербурге. Москва редко делает такие важные и неслучайные заявления по вопросам, вызывающим напряженность в отношениях с иностранными партнерами. Этим шагом она пытается заставить Соединенные Штаты серьезнее отнестись к ее встречным предложениям в отношении противоракетной обороны, а также отвести от России западные претензии по вопросам безопасности.
В Санкт-Петербурге старший заместитель Государственного секретаря США по контролю над вооружениями и международной безопасности Эллен Таушер (Ellen Tauscher) встретилась с заместителем министра иностранных дел России Сергеем Рябковым. Цель переговоров заключалась в подготовке предстоящей в ближайшие месяцы серии интенсивных встреч между членами НАТО и Россией по вопросу противоракетной обороны. Многие принципиальные разногласия между Вашингтоном и Москвой связаны именно с этой темой. Соединенные Штаты планируют в ближайшие четыре-семь лет разместить элементы системы ПРО в Польше и Румынии. Москва выступает категорически против такого плана – не потому что он угрожает российским силам ядерного сдерживания, а потому что благодаря этому Америка обеспечит себе твердое и постоянное присутствие в странах, когда-то входивших в советскую сферу контроля.
России не очень удается отговорить от этого американцев. Соединенные Штаты продолжают реализацию своих планов, несмотря на российские возражения и попросту игнорируя их. В прошлом году Кремль постепенно изменил свои подходы к данному вопросу. Вместо агрессивных, но бесполезных возражений Россия предложила объединить усилия с НАТО и создать систему ПРО с полной функциональной совместимостью.
Москва заявляет, что если предлагаемая США система действительно направлена на сдерживание угроз со стороны враждебных государств, таких как Иран, а не на ограничение влияния России, то она могла бы стать более эффективной и действенной с использованием российских компонентов. Однако американцы не хотят попадать в зависимость от России и резко ограничивают масштабы интеграции, сводя ее к периодическому обмену информацией.
У других стран НАТО подход к данному вопросу более открытый. Германия, Франция и Словения, например, хотят иметь более надежную и эффективную систему ПРО, но в то же время они стремятся к снижению напряженности между Россией и Североатлантическим альянсом. Россия делает все возможное для усиления таких расхождений во мнениях, надеясь тем самым ослабить натовскую стену на своей западной периферии.
Москва при ведении торга не ограничивается имеющимися у нее системами вооружений. К концу года Россия в полном объеме завершит строительство двух новых радиолокационный станций – одной на Кавказе, а другой в Калининградской области. В 2012 году Россия также откроет еще один объект в Сибири. Три новые РЛС предназначены для дублирования (а со временем и для замены) стареющих радиолокационных систем, находящихся как в России, так и в бывших советских республиках Белоруссии, Азербайджане и Казахстане. Каждая РЛС является элементом обширной российской системы противоракетной обороны, в состав которой входят новые зенитно-ракетные комплексы С-400 в каждом регионе. Ракеты С-400 способны сбивать баллистические ракеты.
Россия настаивает на том, что с развитием и совершенствованием ее системы отпадает необходимость в расширении американской ПРО, поскольку натовскую и российскую систему можно будет объединить и интегрировать.
Однако Соединенные Штаты не хотят отказываться от своих планов и продвигаются вперед с реализацией американской программы противоракетной обороны, которую Вашингтон продолжает использовать как средство давления на Москву.
Поскольку разубедить американцев не удается, Россия теперь обращается к другой стратегии, в центре которой стоит Иран.
Как сообщают источники STRATFOR, Россия изменила свои дипломатические установки по поводу угрозы со стороны Ирана. На недавних конфиденциальных переговорах между представителями российского и американского правительства и военных ведомств посланец России в НАТО Дмитрий Рогозин якобы сказал, что Соединенные Штаты не осознают, насколько опасен становится Иран, особенно что касается его перспективных возможностей по применению баллистических ракет. Предположительно были представлены некие разведывательные данные, призванные показать, насколько эффективной может оказаться совместная система противоракетной обороны России и НАТО.
Все это может оказаться лишь элементарной российской тактикой запугивания, ведь русские мастера сложных и запутанных ходов, особенно в том, что касается внешней политики. Москва знает, что через несколько месяцев между членами НАТО и их союзниками начнутся жаркие дебаты по вопросу о роли России в нынешней системе ПРО (или об отсутствии таковой). Даже если Россия преувеличивает угрозу со стороны Ирана, она обращается к теме, которая втайне беспокоит всех. Поэтому к Москве будет гарантированно приковано внимание не только Вашингтона, но и остальных членов альянса.