Режиссер Ренни Харлин (Renny Harlin) более известен своим вкладом в специальные права на «Крепкий орешек» и «Кошмар на улице Вязов», чем какими-то вещами, связанными с реальным миром. И вот его внимание привлекла израненная конфликтом Грузия, что вдохновило его на съемки эмоционально насыщенного триллера «5 дней войны», в основу которого легли реальные события.
«Были дни, когда мы ощущали напряженность в отношениях с военными, которые консультировали нас, и эти ежедневные слухи о русских шпионах и двойных агентах на съемочной площадке, — рассказывал г-н Харлин в телефонном интервью. — Иногда мне могли сообщить о том, что истребителя для меня в этот день не будет».
Чувство беспокойства не ограничивалось истребителями Су-25. Грузинские власти также предоставили в его распоряжении 80 танков, вертолеты Huey и 2,5 тысячи военных для съемок фильма о короткой и жестокой русско-грузинской войне 2008 года. Боевые действия начались с вторжения Москвы в Грузию якобы для пресечения зверств в отношении сепаратистских этнических меньшинств в Южной Осетии, а Грузия утверждает, что Москва прикрыла свой экспансионизм фиктивной оболочкой гуманитарного вмешательства.
Возможно, России, которая победила в той войне, не понравилась идея фильма с грузинской точки зрения. Она также, вероятно, могла с неодобрением отнестись к перемещениям танков и самолетов слишком близко к границе, которая до сих пор считается спорной. В общем, г-н Харлин считает, что его планы производства находились под влиянием позиции России: «Нам это причиняет неудобство».
Премьера «5 дней войны», которая прошла в Нью-Йорке и Вашингтоне в пятницу, стала кульминацией грузинских усилий по продвижению своей версии событий, особенно на территории ее главного союзника — США.
Победители, как правило, пишут первый вариант истории. Версия Москвы появилась менее чем через три месяца после того, как война окончилась оккупацией части Грузии Россией. «Война 08.08.08: Искусство предательства» — графический документальный фильм, заявленный как хроника геноцида югоосетинского меньшинства Грузии, проводившегося при поддержке американских наемников. Четыре месяца спустя вышел яркий художественный фильм «Олимпиус Инферно», премьера которого состоялась на государственном российском телевидении. Он рассказывает об американском ученом, занимавшемся исследованием бабочек в Южной Осетии, который заканчивает съемками фильма о том же геноциде. Оба фильма подчеркивают ответственность России по защите преследуемого меньшинства Грузии.
«5 дней» — в главной роли Руперт Френд (Rupert Friend) («Pride & Prejudice»), Эммануэль Шрики (Emmanuelle Chriqui) («Entourage») и Энди Гарсия (Andy Garcia) — изображает грузинскую версию истории. В центре фильма американские журналисты, которые становятся свидетелями военных преступлений и зверств югоосетинских ополченцев и наемников, нанятых Россией, а затем пытаются выжить, чтобы сообщить историю внешнему миру.
Помимо кинематографического повествования о сражения, новости о реальных мировых событиях свидетельствуют о российско-грузинском раздоре. Премьер-министр России Владимир Путин недавно заметил, что он открыт для присоединения Южной Осетии к России, если проживающие там люди проголосуют за это. (Большинство грузин покинули этот район.) Его комментарии прозвучали через несколько недель после того, как грузинские власти арестовали нескольких фотожурналистов, в том числе личного фотографа президента Грузии Михаила Саакашвили, и обвинили их в шпионаже в пользу России.
«Я никогда не играл в кино, таком приземленном в рамках времени»,— сказал г-н Гарсия, который играет г-на Саакашвили. Как и г-н Гарсия, который был изгнан из коммунистической Кубы, большинство создателей «5 дней» — выходцы из бывшего Советского Союза, стран-сателлитов или приграничных стран.
Мирза Давитая, член грузинского парламента, и Давид Имедашвили, кинопродюсер, осенью 2008 года отправились в Санта-Монику (Калифорния) для участия в работе американского кинорынка. «Мы думали, что многие люди придут в восторг от идеи фильма о российско-грузинской войне», — рассказал г-н Давитая, который с тех пор стал министром правительства. Но вначале дела пошли не так хорошо. «Мы не понимали, как работает киноиндустрия», — сказал он.
В конце концов они встретили кинопродюсера Джорджа Лашку (George Lascu), который вырос в Румынии во времена Советского Союза. Г-н Лашку согласился помочь со сценарием, основанном на реальных событиях. Вскоре после этого он предложил проект г-ну Харлину, который хотел перейти к съемке фильмов, которые, по его словам, «позволили бы мне глядеть на себя в зеркало» по утрам.
Г-н Харлин, который вырос в Финляндии, согласился сделать малобюджетный фильм (г-н Лашку сказал, что это стоит около 15 миллионов долларов с учетом оплаты участия грузинской армии), и вскоре он приехал в Грузию для опроса беженцев, политиков и журналистов. Кроме того, он прочитал подробные отчеты о конфликте, подготовленные Организацией Объединенных Наций, Европейским союзом и Human Rights Watch, работая с финским сценаристом Микко Аланном (Mikko Alanne).
Фильм финансировался, по словам его создателей, за счет инвестиций частного акционерного капитала — в основном, грузинских бизнесменов. Вопреки утверждениям некоторых людей в столице Грузии г-н Харлин сказал: «Мы не получали никаких денег от правительства Грузии».
Наибольшая часть финансирования поступила от члена парламента и известного грузинского бизнесмена Кобы Накопия, который имеет серьезный горнодобывающий бизнес, сказал г-н Харлин. «Это первый случай в истории Голливуда, — сказал он, — когда деньги на фильм буквально шли из золотого рудника». (Грузинские власти предоставили свободный доступ для съемок в разных местах, в том числе на заброшенной военной базе под Тбилиси, на ступенях здания парламента и в администрации президента.)
Поскольку г-н Харлин и другие лица, участвовавшие в съемках, выразили благодарность Human Rights Watch за подготовку сценария, автор попросил представителей организации, изучавшей грузино-российскую войну, посмотреть фильм и прокомментировать его.
Анна Нейстат (Anna Neistat), которая работала по обе стороны фронта во время войны и участвовала в подготовке 200-страничного доклада под названием «Up In Flames», назвала фильм «5 дней» «крайне опасным» с учетом геополитического климата. Фильм выборочно использует и преувеличивает ужасающие преступления южных осетин и русских в отношении грузин и практически полностью игнорирует все правонарушения со стороны грузин в отношении юго-осетин, сказала она, добавив: «Этот фильм изображает русских и осетин как жестоких зверей, а грузин как мирных ангелов».
Г-н Харлин отрицает, что «5 дней» это пропагандистский фильм, поблагодарив своих грузинских помощников. «При создании этого фильма я чувствовал огромную поддержку в том, чтобы услышать правдивые свидетельства грузин, — сказал он. — Такого не было: Вот вам история о плохих русских и что они сделали в Грузии. Это была не односторонняя вещь, и я надеюсь, что фильм не односторонний».
Г-н Гарсия предложил свою оценку. «Каждый может обвинять друг друга в своих фильмах, — сказал он. — Правда, вероятно, находится где-то посередине».