«Договоры, они словно девушки или розы. Они расцветают, пока расцветают». Так говорил Шарль де Голль полвека назад, но он мог бы этими словами описать и Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (договор РСМД), подписанный в 1988 году Соединенными Штатами и Советским Союзом. Договор о РСМД далеко пережил свою полезность в своем нынешнем виде – поэтому его необходимо либо изменить, либо отбросить за ненадобностью.
Стратегическая реальность холодной войны, которая существовала в 1988 году, канула в лету. А тем временем США (и Россия) остаются связанными условиями Договора о РСМД, даже при том, что современные стратегические угрозы – Китай, Иран и Северная Корея – исходят от государств, которые не входят в рамки этого договора. Несмотря на растущую склонность Кремля создавать международные проблемы, и Москва, и Вашингтон оба заинтересованы в том, чтобы их руки не были связаны договором, который является обязывающим только по отношению к ним самим.
Договор о РСМД (который Россия приняла как обязывающий после распада Советского Союза) запрещает обладать баллистическими и крылатыми ракетами наземного базирования, радиус действия которых составляет от 500 до 5 500 километров. Он создал широкий режим проверок, и хотя были некоторые серьезные проблемы со следованием СССР положениям этого договора, они были озвучены и к общему удовлетворению разрешены. Все советские и американские ракеты средней и меньшей дальности (более 2 500 единиц) были (и это было проверено сторонами) уничтожены к сроку, к 1991 году.
Договор о РСМД был, таким образом, одним из немногих договоров по контролю над вооружениями, который был по сути выполнен, соблюдение его условий сторонами было проверено, и он вступил в силу. Он фактически преуспел в решении вопроса о значительной угрозе американским интересам, и он стал оправданием для действий президента Рейгана, решительно настроенного, в условиях значительной оппозиции, на то, чтобы создать противодействие советским ядерным возможностям путем размещения баллистических и крылатых ракет средней и меньшей дальности в первую очередь в Европе. Если бы только другие американские усилия в области контроля над вооружениями настолько напрямую и непосредственно сопровождались уверенной стратегией по размещению вооружений с целью достижения стратегических целей США и их союзников!
Однако с 1991 года страны, не подпадавшие под действие договора, постоянно наращивали свои ракетные возможности, особенно в плане ракет средней и меньшей дальности. Китай, например, быстро наращивает свой арсенал крылатых и баллистических ракет. Этот арсенал угрожает не только Тайваню, но и американским базам и военно-морским силам в западном тихоокеанском регионе, особенно по мере того, как Китай становится все более воинственным и политически напористым, как в Южно-Китайском море.
Иран, Северная Корея и другие государства-изгои, стремящиеся к обладанию ядерным оружием, также усиливают свои возможности в области доставки, связанные с баллистическими ракетами. Их программы неминуемо приведут к прогрессу в области тех ракет, которые предполагалось изничтожить Договором о РСМД. Таким образом, если собственно территория США может и не станет незамедлительно уязвимой для этих стран, наши размещенные в других местах мира силы, наши друзья и союзники станут-таки уязвимыми для этой угрозы.
Чтобы уменьшить угрозу от ракет средней и меньшей дальности, мы должны либо расширить число участников Договора о РСМД, или же полностью аннулировать его, с тем, чтобы мы могли восстановить наши собственные возможности в плане сдерживания. Нам нужна оборона при помощи баллистических ракет, но президент Обама быстро уменьшает масштабы американских программ в области противоракетной обороны – поэтому мы остро нуждаемся в возможностях для нанесения ответного удара ракетами средней и меньшей дальности. (Россия, которая граничит и с Китаем, и с Северной Кореей, и также находится в непосредственной близости от Ирана, ощущает эту проблему даже более остро, чем мы).
Расширение рамок Договора о РСМД с включением в него новых членов может показаться более предпочтительным вариантом для администрации Обамы, учитывая ее стремление к миру, свободному от ядерного оружия. Но даже самые искренние сторонники движения по пути контроля над вооружениями давно выступали против превращения Договора о РСМД в многосторонний пакт, опасаясь того, что подобные попытки повлекут за собой вмешательство в работу над более первостепенным для них проектом, Режиму контроля за ракетными технологиями (РКРТ). Конечно, этот режим, как и контроль за вооружениями в целом, сдерживает только те страны, которые уже готовы к такому сдерживанию.
Наиболее убедительный аргумент против глобализации Договора о РСМД заключается в том, что Китай, Иран и Северная Корея вряд ли добровольно к нему присоединятся. В то время как тяжелые и затянутые переговоры будут идти мизерными темпами, Москва и Вашингтон будут оставаться связанными условиями договора, в то время как размещение ракет в других местах будет двигаться вперед семимильными шагами.
Если не расширить Договор о РСМД, мы можем ожидать, что Москва приостановит свое участие в нем, как это произошло с Договором об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), изначально подписанном в 1990 году. В таком случае США не должны игнорировать нарушения со стороны России, а в свою очередь приостановить свое собственное участие в Договоре о РСМД, или лучше всего, полностью выйти из него.
Задача президента Обамы получить безъядерный мир обречена на неудачу по многим причинам, но присущие ей опасности делаются лишь более явными на фоне продолжающегося распространения ракет средней и меньшей дальности. Лозунгом США по РСМД должен быть следующий: «Расширяем его или вычеркиваем. Учитывая возражения против расширения, мы должны начать обдумывать, как нарастить наши возможности в области ракет средней и меньшей дальности. Исходя из того, конечно, что у нас еще есть оборонный бюджет.
Г-н Болтон, старший научный сотрудник Американского института предпринимательства (American Enterprise Institute – AEI), был заместителем госсекретаря США по вопросам контроля над вооружениями и международной безопасности в период с 2001 по 2005 годы. Г-жа Десаттер была помощникам госсекретаря по вопросам проверки, соблюдения и реализации договоров в период с 2002 по 2009 годы.