Москва - Двадцать лет спустя после переворота, который положил конец его пребыванию на посту советского лидера, Горбачев размышляет о том, что бы он сейчас сделал иначе.
У Михаила Горбачева было двадцать лет на раздумья по поводу своих сожалений. Действия заговорщиков, которые планировали переворот, и которые он должен был упредить. Крымский отпуск в 1991 году - задним умом понятно, что это было не самое удачное время, чтобы отправляться отдыхать. Ощущение перемен, охватившее Советский Союз, которое должно было быть для него ожидаемым. И наконец его Немезида, его возмездие - Борис Ельцин, которого надо было убрать в сторонку при помощи какого-то рода дипломатического назначения, например, в Лондон.
«Возможно, я был слишком либеральным и демократичным в том, что касается Ельцина. Я должен был отправить его послом в Великобританию или, может быть, в какую-нибудь британскую колонию», - сказал Горбачев Guardian в большом и посвященном широкому кругу вопросов интервью в честь двадцатой годовщины попытки переворота, которая в конце концов положила конец шести годам его работы в качестве советского лидера.
Если идея о Ельцине в роли дипломата, устраивающего приемы в садах Кенсингтонского дворца, выглядит притянутой за уши, то оценка Горбачевым того, что было сделано не так двадцать лет назад и того, что пошло неправильно после этого, более реалистична.
Последний советский президент откровенен по поводу того, что он сделал не так, и еще более откровенен по поводу курса, которым Россия должна идти сейчас. Владимир Путин, премьер-министр, является препятствием на пути прогресса России в движении к модернизированной демократии, говорит Горбачев, добавляя, в преддверии выборов будущего года, что нынешний президент Дмитрий Медведев был бы лучшим лидером для страны.
«План модернизации, продвигаемый президентом в экономике, политике и других сферах, хорош, но президентские возможности ограничены, - говорит Горбачев, - Путин его переигрывает, и он хитрее, я считаю».
«Владимир Владимирович (Путин) призывает к стабильности. Он думает, что мы должны придерживаться статус-кво. Но мы говорим «Нет, если вы хотите сохранить статус-кво, тогда почему вы говорите о модернизации?» Он добавляет, что Путин растратил весь тот денежный водопад, который обеспечили высокие цены на нефть.
«Эти возможности не были использованы должным образом. Конечно, сейчас вопрос в том, что мы сталкиваемся с волной социальных проблем, которые будут определять будущее страны - в образовании, в здравоохранении, и так далее. Если мы не сможем успешно решать эти проблемы, не будет никакой модернизации в России. Нам нужна программа, отличающаяся от путинской».
Горбачев отпраздновал свой восьмидесятилетний юбилей в марте и сейчас находится на последней стадии восстановления после операции на межпозвоночных дисках, которую ему сделали в апреле. Но он выглядит бодрым, энергичным и улыбающимся во время интервью, которое он дал в офисе Горбачев-Фонда.
Касательно своей собственной политики во время пребывания у власти в период между 1985 и 1991 годами, Горбачев необычно самокритичен. Он признает, впервые публично, что ему следовало выйти из Коммунистической партии и основать отдельное политическое движение в начале 1991 года. Он говорит, что все могло бы быть иначе, если бы 100 миллиардов рублей (2 миллиарда фунтов стерлингов в деньгах 1991 года), которые были потрачены на вооружение, пошли бы вместо того на закупку товаров народного потребления для заполнения пустых полок.
Последние годы Горбачева на посту были ознаменованы картинами очередей за хлебом, пустых полок в продовольственных магазинах и дефицита всего, от мяса до спичек. «Если бы мы взяли 10-15 миллиардов из того бюджета, чтобы наполнить товарами потребительский рынок, это обеспечило бы нам поддержку».
Но он отвергает сделанное некоторыми аналитиками предположение, что ему следовало бы пойти по китайскому пути развития и реформирования экономики до того, как разрешить политические перемены. Советский Союз был на другой стадии развития, говорит он, и только демократические перемены могли принести реальное экономическое улучшение в жизнь обычных людей.
Горбачев - лауреат Нобелевской премии и его чествуют на Западе за ту роль, которую он сыграл, чтобы положить конец сорока пяти годам противостояния Востока и Запада. Но он не простофиля. В отношении нынешний кампании НАТО по бомбардировкам в Ливии он неумолим. «Прекратите обстрелы. Прекратите убийства. Прекратите разрушения. Все это выродилось в убийства людей и разрушения, и я думаю, что это настоящее вызывающее поведение. Вызывающее поведение», - говорит он.
«Давайте отправимся в ООН и обсудим, приемлема ли нынешняя политика. Я говорю, нет. Бедная демократия. Под флагом демократии творят, что хотят».