За всю историю человечества ядерное оружие в военном конфликте было применено лишь дважды: в августе 1945 г. США сбросили атомные бомбы на японские города Хиросиму и Нагасаки. Сегодня ядерными государствами помимо Америки считаются Россия, Великобритания, Франция, Китай, Индия, Пакистан, Израиль и Северная Корея. Также считается, что несколько ядерных зарядов произвела ЮАР, однако в последствие сама же их и демонтировала. Наконец, в производстве ядерного оружия подозревается Иран.
С ростом числа ядерных стран, все большее внимание уделяется проблемам, связанным с распространением ядерных материалов и технологий. Количество утечек в данной области увеличилось в 1991 г., когда распался Советский Союз. В 1993 г. груз бериллия был задержан и в Литве. Тогда сообщалось, что отдельные части груза являются обогащенным ураном, годным для производства ядерного оружия. В 1997 г. советник президента России Б.Ельцина по национальной безопасности А. Лебедь заявил о том, что из 132 чемоданчиков с компактными ядерными зарядами пропало 84. В период с 1993 по 2009 годы МАГАТЭ сообщило о 1773 инцидентах, связанных с контрабандой радиоактивных веществ – в 15 из них речь шла об обогащенном уране или плутонии.
Сегодня ярким пятном на карте контрабанды ядерных технологий и радиоактивных веществ является Южная Азия. В частности, с проблемой предотвращения их утечки сталкивается Индия и особенно Пакистан. Например, считающийся крестным отцом пакистанской атомной бомбы и судимый за распространение ядерных технологий Абдул Кадир Хан (Abdul Qadeer Khan) в июле этого года заявил о том, что пакистанские генералы продавали ядерные секреты страны Северной Корее.
Логика сохранения статуса ядерной державы, которой придерживаются Индия и Пакистан, по сути является главной причиной распространения ядерного оружия. Они утверждают, что ядерный потенциал необходим им в целях сдерживания. Соответственно, если, например, на Ближнем Востоке ядерной бомбой обзаведется Иран, его соседи захотят сделать то же самое. В первую очередь речь идет о претендующей на роль одного из лидеров региона Турции и Саудовской Аравии, которая, по мнению бывшего заместителя министра обороны США Э. Эдельмана, приобретет ядерную технологию в Пакистане. Такое развитие событий изменит баланс сил не только на Ближнем Востоке, но и в Южной Азии, т.к. Индия окажется в ядерном прицеле не только Исламабада, но и Эр-Рияда, и должна будет принять ответные меры.
Хотя случай Северной Кореи в чем-то похож на иранский пример, цепная ядерная реакция не затронула ни Южную Корею, ни Японию. Причина – гарантии безопасности со стороны США, что в том числе не позволяет Америке встать на путь полного ядерного разоружения, о целесообразности которого в 2009 г. в Праге говорил Б. Обама.
В то же время, часть экспертов в области военной стратегии считает, что всеобщее ядерное разоружения имело бы не только положительные последствия: в этом случае резко возросла бы вероятность возникновения конвенционных военных конфликтов по причине исчезновения фактора ядерного сдерживания. С другой стороны, говоря о государствах, не следует забывать об угрозе ядерного терроризма. Хотя производство атомной бомбы требует больших затрат и необходимых научных знаний, террористические группировки становятся все более сильными в финансовом и технологическом плане. В конце концов, заполучить ядерные материалы не так уж сложно: наиболее доступным источником в данном случае являются ядерные реакторы, работающие на обогащенном уране. В мире их сегодня сотни, и проще всего украсть нужные ядерные материалы в менее благополучных странах (например, Гане или Нигерии).
Профессор в области международных отношений К. Бут (KenBooth) говорит о «радикальной ядерной многополярности», которой свойственен рост «серых» ядерных сил. Например, такие страны как Индия, Пакистан и Израиль не являются членами Договора о нераспространении ядерного оружия, а Северная Корея вышла из него. Таким образом, эти государства неограниченны обязательствами в сфере нераспространения ядерных технологий. Поэтому в «серой» ядерной зоне находятся не только они, но и их потенциальные клиенты в лице отдельных стран или террористических групп. А это неумолимо ведет мир к ядерной анархии.