В разгар раунда переговоров с Соединенными Штатами Москва пытается вернуть себе рычаг, который она некогда использовала против Вашингтона - Иран. Кремль три дня встречался с иранцами на этой неделе. В понедельник российский глава Совета Безопасности (и бывший руководитель российской Федеральной службы безопасности) Николай Патрушев встречался со своим коллегой Сайедом Джалили (Saeed Jalili) и президентом Ирана Махмудом Ахмадинежадом (Mahmoud Ahmadinejad) в Тегеране. Во вторник и в среду иранский министр иностранных дел Али Акбар Салехи (Ali Akbar Salehi) встречался со своим коллегой Сергеем Лавровым и другими высокопоставленными чиновниками в Москве. Между тем, иранская военная делегация присутствует на российском крупнейшем авиасалоне гражданской и военной авиатехники, МАКС-2011, который проходит в эти дни на аэродроме Жуковский близ Москвы. Иранцы, как и многие участники, прибыли с обширным списком военных заказов.
Череда российско-иранских встреч происходит спустя несколько недель интенсивных переговоров по вопросам безопасности между Москвой и Вашингтоном – прелюдии к серии саммитов, запланированных на осень и зиму. Американо-российские переговоры касаются будущих мер безопасности в евразийской сфере. Москва обеспокоена американскими действиями по обеспечению своего влияния в Центральной Европе посредством американских транзитных военных баз в Румынии и Болгарии, американских элементов системы противоракетной обороны в Румынии и Польше и поддержки Вашингтоном новых военных альянсов среди государств Центральной Европы. Россия пытается противодействовать консолидации всех этих шагов, которые, будучи завершены, создадут антимосковский коридор от Балтики до Черного моря. В глазах Кремля Соединенные Штаты используют эти маневры, чтобы перенести линию сдерживания времен холодной войны в Европе на несколько сотен километров ближе к Москве.
Россия работает над крупной серией предупреждающих мер и контрдействий с целью либо предотвратить консолидацию планов Вашингтона, либо быть готовой отреагировать на них в случае завершения. Во-первых, Россия увеличивает свой военный охват. У нее есть планы быстро установить ракетные системы и разместить войска в Калининграде и в Белоруссии. Россия также наращивает Черноморский флот на Украине и находится в процессе попытки заключения альянса в области безопасности с Германией, а возможно, и с Францией и Италией несколько позже. На последних переговорах Москва пыталась убедить Соединенные Штаты интегрировать их предлагаемые элементы баллистической противоракетной обороны (БПРО) в действующую российскую систему. Москва считает, что интегрированная система БПРО даст США и их союзникам расширенную и сильную структуру, которая будет простираться по всей Европе и бывшим советским государствам, вплоть до Азии. Подобная система сможет справиться с угрозами и со стороны Ирана и Северной Кореи, среди прочего.
На этих последних переговорах с Соединенными Штатами Россия также представила свою оценку, согласно которой Иран представляет собой гораздо большую угрозу для союзников по НАТО, чем Вашингтон ранее полагал. Москва говорит, что для того, чтобы Соединенным Штатам и их союзникам чувствовать себя в безопасности, американо-натовская система должна интегрировать свои оборонительные структуры с российскими. Подобная оценка заставляет предполагать, что Москва должна по-прежнему быть единственной, кто лучше всех знает, что на самом деле происходит внутри Ирана – однако сейчас это уже далеко не столь ясно, как это было в прошлом.
В предыдущие годы, когда переговоры между Вашингтоном и Москвой (обычно с обсуждением тех же вопросов) стали более агрессивными, Москва бы незамедлительно подняла иранский вопрос. Кремль поддерживал право Ирана на мирную ядерную энергетику и даже стал партнером страны по строительству атомной электростанции. Россия также угрожала продать свои ракетные комплексы С-300 с ракетами «земля-воздух» Ирану, а эту систему желают заполучить многие страны, противостоящие США. Словом, Москва была сильным покровителем Тегерана. Две страны не обязательно разделяют историю взаимного доверия, но обе видели возможность заключить временный союз, который соответствовал бы нуждам каждой из них.
Однако в 2010 году Россия отвернулась от Ирана и проголосовала в поддержку одних из самых жестких санкций Совета Безопасности ООН, когда-либо вводимых против страны. В то время Москва вела переговоры с Соединенными Штатами по вопросу об американском участии в инвестировании в Россию, а также о том, будут или не будут США возобновлять поставки вооружений в Грузию. Россия без колебаний временно отбросила Иран в сторону Иран.
Тем не менее, все выглядит так, будто бы Россия и Иран с удовольствием взирают на идею восстановления старых связей - по крайней мере пока. На этот раз Россия говорит Тегерану, что Соединенные Штаты и Израиль могут снова планировать нападение на Иран. Москва заявила, что она может поговорить с Вашингтоном, чтобы предотвратить подобное нападение. Россия также говорит, что может привести Иран за стол переговоров с Западом по поводу ядерной программы Ирана.
Так что Москва играет в многогранную игру. Она передает Соединенным Штатам, насколько большую угрозу представляет собой Иран, в то же время рассказывая Ирану точно такую же историю про США и Израиль - а затем Москва говорит им обоим, как Россия может все это разрешить. В условиях, когда Москва движется между альянсами и меняет свои истории для каждого из игроков, остается вопрос, верит ли кто-нибудь тому, что Россия говорит (вне зависимости от того, какая часть в этих разговорах действительно является правдой). Россия ловко умудряется включать элементы правды во все свои истории. Так что, раз и Тегеран, и Вашингтон могут не доверять России, могут ли они позволить себе не обращать внимание на угрозы, которые им рисует Кремль?