Был ли шанс у Советского Союза избежать распада, не случись августовский путч 1991 года? На этот вопрос непосредственные участники событий и эксперты отвечают однозначно – нет.
Если бы не было августовского путча 1991 года и ГКЧП, СССР все равно нельзя было бы сохранить. Таково мнение участников видеомоста Москва-Киев-Кишинев, состоявшегося 18 августа на площадке РИА “Новости”.
Сорванный план
План реорганизации Советского Союза в конфедерацию был подготовлен еще до августа 1991 года, напомнил первый президент Киргизии, ныне профессор МГУ Аскар Акаев. «Я очень сожалею, что ГКЧП сорвал реализацию существовавших ранее договоренностей о подписании союзного договора, который мне очень нравился, и не позволил принять план создания нового союзного государства», - отметил Акаев.
Союзный договор, о котором напомнил первый президент Киргизии, был разработан при тесном сотрудничестве лидеров большинства союзных республик и в июле 1991 года поддержан Верховным Советом СССР. Согласно этому плану, первые три государства должны были обрести суверенитет 20 августа, рассказал Акаев. Подписание договора не состоялось именно из-за того, что в те дни в России произошла попытка государственного переворота.
После того, как путч был подавлен, о возвращении к прежним договоренностям речи уже быть не могло, согласился с Аскаром Акаевым директор Института экономики Российской академии наук Руслан Гринберг. По его словам, путч ясно указал и на то, что будущего у Советского Союза нет. «Спасенный президент - это уже битый президент, - отметил эксперт. - И руководители республик поняли, что нечего надеяться на Россию».
Между тем новый союзный договор, который не был подписан из-за путча, по оценке Гринберга, мог бы стать заделом для будущей конфедерации во главе с Россией. Первый президент Украины Леонид Кравчук разделяет эту точку зрения, но с одной оговоркой - сохранить потенциал для взаимодействия можно было лишь в том случае, если бы отношения между республиками строились на демократических принципах. Впрочем, история, как отметили эксперты, не имеет сослагательного наклонения.
Получилось не так, как хотели, но получилось
«Конечно, я мечтал о том, что Киргизия через 20 лет будет демократичным, свободным, но останется в поле притяжения России. Ничего этого сегодня нет», - заявил Аскар Акаев. Вместо стабильности и эволюции, о которых, по словам бывшего президента Киргизии, он мечтал, страну сегодня «потрясают постоянные революции».
Украина спустя 20 лет после путча и распада СССР тоже не такая, какой ее себе представлял Леонид Кравчук. «Конечно, нынешняя Украина не отвечает моим надеждам 20-летней давности. Но есть новые люди и новые идеи. И это хорошо», - заявил бывший президент. А потому, считает Кравчук, решение о прекращении существования Советского Союза ошибкой нельзя назвать.
Единое будущее возможно?
Украинский политолог, глава Research and Branding Group Евгений Копатько уверен, что и без августовского путча реформа СССР была невозможна, а Союз все равно бы распался. «Есть данные, которые позволяют нам утверждать, что желание суверенитета на Украине было высоко, а поддержка варианта союзного государства среди населения была не такой активной», - заявил Копатько.
Впрочем, и на счет того, каким было бы настоящее, не случись в России путча, мнения расходятся. Например, депутат парламента Молдавии Эдуард Мушук уверен, что возможность реинтеграции стран бывшего СССР сохраняется до сих пор. По его словам, в Молдавии по-прежнему сильны пророссийские настроения. Многие в республике считают Россию «старшим братом» и уверены, что объединительный процесс, если он и начнется, во многом будет зависеть от Москвы, заявил депутат. «Хотя и республики, конечно, могут и должны проявить свою волю», - добавил Мушук.
Представители же Украины скептически отнеслись к лидирующей роли России на постсоветском пространстве. Леонид Кравчук называл ее не «старшим братом», а «большим соседом».
В свою очередь, Аскар Акаев настаивал на том, что вопросы реинтеграции весьма актуальны и сегодня. «Смотрите на Европу, страны, которые воевали друг с другом веками, последние 60 лет строят единое пространство, - заявил Акаев. - Нам тоже можно и нужно было объединяться. Поэтому мой прогноз - мы придем к созданию некоего евразийского союза по типу Европейского Союза, но на базе стран бывшего СССР».