Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Горькая реальность независимости

© AFPмолдавия
молдавия
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Какой главный урок получили национальные правители всех бывших союзных республик? Реальность 20-ти лет независимости просветила всех правителей СНГ в банальной истине: национальность человека не определяет его поступки, а отсутствие в человеке таких качеств, как жадность, эгоизм, низкий интеллект и аморальность, зависит от развития его личности, но вовсе не от национальности.

В 1870 году на карте Европы появилось новое независимое государство – Итальянское королевство. Ради этого дня отдали свои жизни тысячи жителей Апеннинского полуострова, сражавшиеся против австрийцев в бригадах пламенного борца за свободу Джузеппе Гарибальди.

Общественный резонанс на это событие в мире был настолько силен, что его ощутила на себе даже далекая Америка. Но в этом радостном хоре нашлись отдельные скептические голоса людей, которые быстро справились с первым приступом эйфории и попытались представить, что даст итальянскому народу завоеванная такой ценой независимость.

А озвучил подобные настроения наиболее трезво мыслящей части американского общества известный писатель и острослов Сэмюэл Клеменс, творивший под псевдонимом Марк Твен. Он выдал на-гора следующий афоризм: «Италия добилась исполнения своего заветного желания – она стала независимой. Но, добившись независимости, она выиграла в политической лотерее слона. Ей нечем его кормить».

К чему все это? Всего через неделю наша страна будет отмечать 20-летие своей независимости. Как это произошло - многие из нас хорошо помнят. Свежи в памяти драматические события августа 91-го: ГКЧП, трясущиеся руки его председателя и «Лебединое озеро» по центральному ТВ-каналу, танки и баррикады перед Белым домом... А потом была Беловежская пуща, где три политических «зубра», проигнорировав результаты всенародного референдума, в одночасье похоронили «великий и могучий» Союз.

И стала Молдова независимой. Вот только от кого? Ведь иноземные захватчики, слава Богу, нашу страну в конце ХХ века (в отличие от Италии в XIX) отнюдь не оккупировали. Зато враз появилось множество борцов за независимость. Соседи тоже расстарались: Украина была объявлена «незалежной», в Белоруссии появился свой «батька», не говоря уже о прочих «сестрах-республиках», которые тоже стали отдельными государствами со своими президентами, национальными флагами и прочими атрибутами независимости. Тут же, как грибы, стали расти таможни и погранзаставы: бывшие «сестры» взялись соперничать друг с другом - кто больше обдерет граждан своих и соседних.

А народы этих самых держав до сих пор находятся в недоумении: как же это так? - раньше мы свободно ездили к родственникам на Украину хоть по два, хоть по три раза в год, а теперь на одно путешествие нужно целую пятилетку деньги копить... «Так ведь зато мы независимые», – отвечают «отцы нации». Что ж, оно, конечно, независимые - это факт. Вот только не напоминает ли такая независимость того самого слона, о котором говорил Марк Твен?

Сейчас в общественном сознании понятие «независимость» стоит в одном ряду с понятием «свобода». Здесь встает вопрос: свобода от чего и свобода для чего? В настоящее время свобода является главным аргументом для тех, кто не хочет быть зависим от закона, порядочности и терпения, а также для тех, кто не хочет и не привык работать, добиваться всего своим трудом и жертвовать чем-то ради своего блага. Свобода слова превратилась в независимость от профессионализма, компетентности и ответственности, а также в оправдание и защиту невежества, глупости или продажности определенной части людей, работающих с информацией.

Фундаментальная функция государственности заключается в том, чтобы с помощью институтов власти (правоохранительных, судебных) создать зависимость каждого от единых государственных законов, что обеспечивает справедливость и порядок в обществе.

Однако за последние 20 лет внешняя политическая независимость от России и от коммунистической системы власти превратилась в независимость от внутренней сущности государственности, т.е. в независимость общества от закона (коррупция на всех уровнях власти и разгул криминала), в независимость от науки (критерием соответствия для должности является национальность и родство, а не уровень научных знаний человека, а также отсутствие научных критериев в разных сферах жизни, например, в определении государственного языка), в независимость от национального равенства.

И многие национальные политики уже 20 лет вполне довольны этим внутренним положением дел в государстве: еще бы - наконец-то они получили власть в свои руки и все никак не нарадуются этой самой независимости от сущности государства и от его фундаментальных функций.

Еще в древности Солон поучал: только тогда принимай в руки власть, когда сам научишься повиноваться. Надо полагать, он подразумевал внутреннее подчинение субъекта объективным моральным законам и беспристрастным принципам, а не слепое и безвольное повиновение своим субъективным прихотям, национальным пристрастиям и алчному эгоизму.

Какой главный урок получили национальные правители всех бывших союзных республик? Реальность 20-ти лет независимости просветила всех правителей СНГ в банальной истине: национальность человека не определяет его поступки, а отсутствие в человеке таких качеств, как жадность, эгоизм, низкий интеллект и аморальность, зависит от развития его личности, но вовсе не от национальности. Ведь если человек «титульной» (или наоборот - миноритарной) национальности пришел во власть или стал начальником, разговаривающим на «своем» языке – это абсолютно не означает того, что он принесет благо «своей» национальности или своему предприятию. Чаще всего происходит совершенно обратное: под прикрытием титульного национального иммунитета такой человек получает больше возможностей, чтобы творить произвол в личных интересах и обирать представителей «своей» же национальности.

И если наши политики не осознают этого и не изменят сложившуюся порочную систему, то весьма сомнительно, что до следующего своего юбилея Молдавия сохранит независимость...