Неучтенные жертвы попытки государственного переворота против правительства Горбачева в 1991 году стали важным вопросом для консультативной миссии ООН по социально-экономической политике. Она должна была посетить Москву через несколько недель, чтобы консультировать советское правительство по более постепенному переходу к рыночной экономике («Последние дни СССР», Life & Arts, 20 августа). Она была организована отделением Организации Объединенных Наций в Вене, в котором я была генеральным директором с 1987 по 1992 годы.
Как только Михаил Горбачев ввел гласность и перестройку, его правительство бомбардировало мой офис беспрецедентными просьбами о срочной помощи — первоначально для решения проблем с наркотиками и преступностью, а затем и по более широким экономическим и социальным вопросам. В то время западные правительства и видные экономисты, такие как Джеффри Сакс (Jeffrey Sachs) настаивали на том, что лечение «резким шоком» было единственным способом проведения экономических реформ. Мы были обеспокоены тем, что такие радикальные меры будут иметь серьезные негативные последствия в долгосрочной перспективе.
Во время моих частых обсуждений в Москве я была поражена почти наивной верой среди старших советников г-на Горбачева, что капитализм даст ответы на все вопросы. Мы пытались убедить их, что у капитализма есть и свои недостатки, и что хотя их система была плохой, у нее есть компенсирующие черты, которые необходимо сохранить, в частности, социальное обеспечение базовых потребностей, таких как жилье, питание и здравоохранение, хотя и на низком уровне. «Не выплескивайте ребенка вместе с водой» стало моим постоянным рефреном. Мы предупреждали, что стремительный переход от централизованного планирования к рыночной экономике неизбежно привел бы к огромным человеческим страданиям, огромным различиям в доходах и, в конечном итоге, политической реакции.
В январе 1991 года два старших советника Кремля, Вадим Бакатин и Евгений Примаков, попросили меня с благословения г-на Горбачева прислать миссию ООН в составе западных ученых, министров и высокопоставленных правительственных чиновников для консультирования по вопросам практической политики для смягчения негативных социальных последствий быстрых экономических преобразований. Это была миссия, которую пришлось отложить из-за неудачного переворота в августе 1991 года. Она, в конечном итоге, состоялась в январе 1992 года во главе с выдающимся британским экономистом сэром Аланом Пикоком (Alan Peacock), но к тому времени было уже слишком поздно. Советский Союз был распущен, и поэтому целью миссии стало консультирование Бориса Ельцина и нового правительства России, у которых были другие приоритеты. Ее рекомендации никогда не были осуществлены.
Двадцать лет спустя наши предупреждения о последствиях чрезмерно быстрых и радикальных изменений оказались слишком пророческими. Интересно, сложилось бы все иначе, если бы та злополучная миссия состоялась в назначенное время и ее рекомендации были выполнены?
Дама Маргарет Ансти, бывший заместитель Генерального секретаря ООН