Соединенные Штаты получили формальный повод препятствовать строительству Белорусской атомной электростанции. Ведь, заморозив свое участие в проекте по замене высокообогащенного ядерного топлива, официальный Минск дал повод говорить о нем как о ненадежном партнере в сфере ядерных материалов и технологий.
Белорусский МИД пообещал ответить на новые американские санкции против белорусских предприятий еще 11 августа - в день, когда о них было объявлено. И после недельного раздумья эта угроза была выполнена. Сомнений, конечно, не было, что Минск «проглотит» эту очередную санкционную обиду, вопрос заключался лишь в том, в какой форме и чем именно он ответит.
Если вспомнить чрезвычайно болезненное восприятие белорусским руководством предыдущих аналогичных действий Вашингтона, то можно было ожидать самых резких шагов. Например, конфискации финансовых средств и собственности работающих в Белоруссии представителей американского бизнеса, таких как «Макдональдс». Не исключались также окончательное закрытие посольства США и даже разрыв дипломатических отношений.
Однако в итоге 19 августа белорусское внешнеполитическое ведомство объявило о замораживании обмена высокообогащенного ядерного топлива и сворачивании американской программы подготовки управленцев высшего класса, действовавшей в Белгосуниверситете. Правда, было добавлено, что не исключается принятие и иных мер, так что, возможно, это еще не сама драматическая развязка.
Трудно сказать, насколько болезненными для белорусской экономики явились новые американские санкции. Вероятно, не слишком, ибо в последнее время экспорт наших товаров в Америку и без того находится на крайне низком уровне. Так, за пять месяцев текущего года он составил всего около 36 миллионов долларов, или 0,2% всего объема. Поэтому, считают независимые эксперты, говорить о нанесении существенного ущерба любым субъектам хозяйствования вряд ли приходится.
Понятно, что возможности белорусских властей нанести серьезный ответный удар были еще более ограниченными. Тем не менее, они выбрали, как представляется, наименее логичный, но достаточно дерзкий вариант.
Как известно, соглашение о вывозе высокообогащенного урана из Белоруссии было подписано госсекретарем США Хилари Клинтон и министром иностранных дел Белоруссии Сергеем Мартыновым в начале декабря минувшего года. Оно предусматривало американское содействие вывозу в Россию высокообогащенного урана для изготовления из него низкообогащенного ядерного топлива, с которым Объединенный институт энергетических и ядерных исследований (ОИЭЯИ) Академии наук Белоруссии проводит научные исследования.
Примечательно, что тремя месяцами ранее представитель института сообщил: на вывоз высокообогащенного топлива потребуется полтора месяца. Этот срок не выглядел неоправданным, так как, по сведениям «Белорусских новостей», такого урана в Белоруссии всего-то несколько десятков килограммов.
Между тем на сегодняшний день, по словам генерального директора ОИЭЯИ Вячеслава Кувшинова, Беларусь вывезла в Россию только 10% находившихся в стране запасов. Что никак не свидетельствует о стремлении Белоруссии поскорее освободиться от опасного вещества.
В заявлении МИД о приостановлении соглашения с США особо подчеркнуто, что белорусская сторона по-прежнему будет обеспечивать физическую безопасность ядерного топлива в полном соответствии с международными обязательствами в области нераспространения. Отсюда можно сделать вывод, что, вопреки опасениям Соединенных Штатов, белорусский уран в руки международных террористов не попадет. Естественно, такой подход можно только приветствовать. Да и в противном случае санкциями против четырех предприятий «Белнефтехима» США не ограничатся. И объясняться придется уже не только с Америкой.
Но и без того Соединенным Штатам есть чем прищучить официальный Минск. В частности, теперь едва ли можно рассчитывать на участие Белоруссии в следующем Всемирном саммите по ядерной безопасности, который пройдет весной в Сеуле. Помнится, Александр Лукашенко называл «безмозглостью и тупой инерцией» то, что в прошлом году нашу страну не пригласили на первое мероприятие такого рода, состоявшееся в Вашингтоне.
Пока реакция США на приостановку Беларусью своего участия в проектах по замене высокообогащенного урана спокойная. 23 августа посольство Соединенных Штатов высказало разочарование и заявило, что это решение Минска «действует исключительно в ущерб белорусскому народу и еще больше отдаляет Беларусь от широкого европейского и международного сообщества».
Но, поскольку Белоруссия фактически подставилась под упреки в своей ненадежности как партнера в столь чувствительной сфере, как ядерные материалы и технологии, США получили формальный повод всеми средствами препятствовать строительству Белорусской атомной электростанции.
В общем, никаких реальных позитивных последствий нынешнего белорусского демарша для официального Минска не просматривается. А вот неприятности тем самым могли накликать. Остается предположить, что это решение белорусские власти приняли исключительно для внутреннего пиара — с целью в очередной раз продемонстрировать свою несгибаемость собственному населению.
Вот только в условиях экономического кризиса граждан Белоруссии вряд ли волнуют такие проблемы.