Представители американского и российского космических агентств рассматривают разные варианты действий, включая временное возвращение космонавтов с МКС на Землю, в связи с аварией беспилотного космического грузовика, который должен был доставить припасы на станцию.
Высокопоставленный представитель агентства НАСА заявил в понедельник, что окончательное решение еще не принято, и российские эксперты по-прежнему «осторожно оптимистично» оценивают шансы того, что они смогут выявить и починить причину последнего отказа ракеты в течение чуть более двух месяцев. Такие временные рамки необходимы для избежания варианта, при котором космическую лабораторию стоимостью в 100 миллиардов долларов придется оставить полностью под управлением автоматических систем.
Но НАСА разрабатывает подробный чрезвычайный план, согласно которому космонавты временно покинут МКС, если российские ракеты «Союз» не будут вновь введены в эксплуатацию до конца ноября. Подобное расписание частично основывается на условиях времен года, при которых космонавты могут безопасно приземлиться.
На пресс-конференции Майк Саффредини (Mike Suffredini), менеджер программы МКС американского космического агентства, намекнул, что в течение трех недель команда на станции скорее всего будет сокращена с обычных шести космонавтов до трех.
И, если Россия не сможет успешно запустить две беспилотные миссии к середине ноября, то, как намекнул Саффредини, оставшиеся три члена экипажа будут возвращены домой без немедленных планов по замене экипажа.
.
На тот момент у международных партнеров МКС не будет иного выбора, кроме как временно оставить работающую станцию без людей.
«Я хочу подчеркнуть это для всех», - сказал он, добавив, что нынешний экипаж в безопасности, «и у нас есть множество вариантов» того, как оставить станцию работющей с тремя членами экипажа или вообще без экипажа. По его словам, главная цель – «защитить эту инвестицию».
Его слова последовали спустя несколько часов после того, как российские представители заявили, что первые три космонавта, находящихся сейчас на станции, скорее всего, вернутся на Землю в середине сентября, что на неделю позже изначального плана. Но агентство Интерфакс также цитирует Алексея Краснова, руководителя управления пилотируемых программ Роскосмоса, который заявил, что «старт очередной экспедиции на Международную космическую станцию перенесен с 22 сентября на октябрь-ноябрь текущего года».
Если новый экипаж не будет доставлен на станцию до середины ноября, то у менеджеров не останется иного выбора, кроме как временно оставить станцию без постоянной команды впервые за более чем десять лет.
В работе ракеты «Союз-У» с беспилотным грузовым кораблем «Прогресс-М» произошла ошибка вскоре после запуска, а обломки разлетелись над Сибирью. Авария вызвала вопросы относительно безопасности «Союзов», которые являются рабочими лошадками программы МКС с момента завершения американской программы космических челноков в июле. Третья ступень ракеты, не сработавшая на прошлой неделе, используется и для пилотируемых кораблей, которые используются для доставки космонавтов на станцию.
Российская правительственная комиссия, расследующая аварию, должна огласить предварительные результаты в конце следующей недели, сообщило агентство Интерфакс.
Краснов заявил, что российские власти хотят провести один-два беспилотных запуска «Союза», чтобы проверить его надежность до отправления пилотируемой миссии.
Саффредини отметил риски, связанные с отсутствием персонала на станции. «Существует более серьезный риск потери станции» в связи с неожиданными поломками или проблемой на борту, когда нет ни одного космонавта, способного решить проблему. «Это существенный риск».
Однако, сказал он, все, «что необходимо» для корректной работы станции, может быть сделано на Земле. Ранее НАСА рассматривало идею беспилотной работы станции, когда технические проблемы вынудили временно прекратить полеты американских шаттлов. В итоге от идеи отказались. Вместо этого агентство приняло решение оставить уменьшенный состав до тех пор, пока все проблемы не были решены.
Но сегодня ситуация очень отличается, так как шаттлы навсегда выведены из строя. И пока коммерческие ракеты и космические корабли не продемонстрируют надежность в доставке на орбиту, что, скорее всего, случится во второй половине десятилетия, российские ракеты и капсулы являются единственным способом доставки людей и грузов на станцию.
Саффредини отказался обсуждать спорные вопросы о том, стоит ли НАСА ускорить финансирование коммерческих космических программ, предназначенных для замены шаттлов.