На протяжении двух лет Соединенные Штаты считали государственного российского экспортера вооружений компанию «Рособоронэкспорт» международным изгоем, поскольку она продавала оружие Ирану и Сирии. Затем в 2010 году США внезапно отменили санкции против нее. К июню текущего года отмена эта получила логическое завершение: Пентагон без проведения тендера передал Рособоронэкспорту контракт на сумму более 1 миллиарда долларов.
Как же Соединенным Штатам удается тратить деньги налогоплательщиков на российское оружие безо всякой конкуренции?
Сделка с Россией это лишь малая часть тех контрактов без конкурсов на сумму почти 140 миллиардов долларов, которые Пентагон заключил в прошлом году. Но она в некотором отношении стала типичной, о чем свидетельствует серия статей, опубликованных Центром "За честное общество" (Center for Public Integrity). Если в начале военных действий в Ираке и Афганистане использование контрактов на оказание вспомогательных услуг на бесконкурсной основе было оправданным, поскольку шла война, то затем в связи с сокращением контингента в Ираке и Афганистане возникли новые оправдания для передачи контрактов на безальтернативной основе: надо было быстро вооружить и оснастить местные армии, чтобы США могли со временем спокойно уйти оттуда.
Такой спешкой Пентагон объяснял закупки у безальтернативных поставщиков самого разного оружия и техники, в первую очередь, того, что называется «нестандартным» оборудованием. В данном случае это российские вертолеты. Местные вооруженные силы, созданные США в Ираке и Афганистане, лучше знакомы с российской техникой, чем с американской, утверждали сторонники безконкурсных поставок. Даже в Афганистане, который в 1980-е годы боролся с советской оккупацией, Северный альянс и афганские летчики привыкли летать на российских вертолетах, которые считаются прочными и надежными, заявляли американские официальные лица.
Сегодня сумма американских контрактов на закупку российской техники, в первую очередь, российских вертолетов Ми-17 для Ирака, Афганистана и Пакистана, превысила 1 миллиард долларов. Почти все эти контракты заключены без тендеров, и поставки будут осуществляться из одного источника, но через цепочку компаний-посредников, включая Рособоронэкспорт.
Вот эти контракты и их получатели:
- проведенный без конкурса контракт на закупку трех российских вертолетов VIP-класса для президента Афганистана на сумму 89 миллионов долларов, передан General Dynamics Ordnance and Tactical Systems;
- контракт на безальтернативной основе на закупку 22 вертолетов для Ирака на сумму 322 миллиона долларов; получен американской инжиниринговой компанией ARINC;
- последний контракт на поставку российских вертолетов в Афганистан; заключен без конкурса с Рособоронэкспортом, стоимость контракта может составить почти 900 миллионов долларов.
В 2009 году ВМС все же провели редкий в таких случаях тендер на покупку для Афганистана четырех российских вертолетов Ми-17. В итоге контракт на сумму 43,5 миллиона долларов получила компания из Хантсвилла Defense Technology Inc. ВМС начали готовиться к проведению второго тендера на закупку 21 Ми-17 в 2011 году; однако Пентагон после нескольких месяцев обсуждений и размышлений решил поручить проведение этих работ вновь созданному ведомству сухопутных войск, которое тендер отменило. Затем оно начало переговоры о безальтернативных поставках с Рособоронэкспортом, который выступает в роли официального продавца вооружений, действуя от имени российского правительства.
Рособоронэкспорт, чей годовой доход увеличился почти до 9 миллиардов долларов, лишь недавно был исключен из списка компаний, против которых Госдепартамент США применяет санкции за нарушение американских законов, запрещающих поставки оружия в Иран и Сирию. Были подозрения, что среди прочего, Рособоронэкспорт продает Ирану зенитно-ракетные комплексы. Но как только санкции сняли, сухопутные войска на всех парах ринулись подписывать безальтернативный контракт с этим российским предприятием на сумму 375 миллионов долларов. Теперь они заявляют, что это единственный законный продавец российского оружия.
Это парадокс, но менее года назад Пентагон на брифингах утверждал, что закупки вооружений у этой российской компании являются незаконными.
Целый ряд американских фирм подали протесты против решения о передаче контракта Рособоронэкспорту. Среди них компания Sikorsky, заявляющая, что Соединенным Штатам следовало рассмотреть вариант с поставкой американских машин, а также ARINC, которая, выиграв свой безальтернативный контракт на поставку российских вертолетов, сейчас утверждает, что поставлена в невыгодное положение и несет убытки, потому что по условиям контракта она должна работать с Рособоронэкспортом. Однако Главное бюджетно-контрольное управление США эти протесты отклонило.
В этом контракте на 375 миллионов долларов, копия которого попала к iWatch News, есть положение о возможном проведении дополнительных закупок вертолетов на сумму 550 миллионов долларов. В итоге общая сумма контракта может составить почти 1 миллиард долларов. Пентагон подтвердил, что на сегодняшний день ведомство сухопутных войск, занимающееся закупками российских вертолетов, не проводит открытые конкурсы, хотя у него есть такие планы на будущий год.
Пентагон отстаивает свое решение о передаче контракта Рособоронэкспорту. Он также опровергает сообщения базирующейся в ОАЭ фирмы Cornische Aviation, которая утверждает, что российская экспортная компания выставила американскому правительству счет, который вдвое превышает заплаченную ею за вертолеты сумму. «У нас нет информации по поводу того, что Cornische Aviation сообщает о завышении цен, - заявил Danger Room представитель Пентагона на условии соблюдения анонимности. – Заключавшее контракт ведомство определило, что цена справедливая и разумная».
Однако генеральная инспекция Пентагона начала расследование закупок российских вертолетов. Его цель – выяснить, насколько «правильно и эффективно представители Министерства обороны осуществляли закупки нестандартных вертолетов, таких как российские Ми-17».
Пока неясно, какие последствия это расследование будет иметь для действующего бесконкурсного контракта, и возникнут ли такие последствия вообще. А тем временем, дела у Рособоронэкспорта идут хорошо – в августе компания объявила, что продолжит поставки оружия в Сирию.