Примечание редактора: Лерой Чао (Leroy Chiao) был астронавтом NASA с 1990 по 2005 годы и четыре раза летал в космос, включая полеты на борту космических шаттлов Columbia, Endeavour и Discovery.
24 августа запуск корабля «Прогресс-44Р» - непилотируемого российского космического грузовика - закончился неудачей после того, как с третьей ступенью несущей его ракеты «Союз» произошли пока не выясненные проблемы. Обломки упавшей на землю ракеты были обнаружены примерно в сорока милях к северу от границы сибирской части России с Китаем в лесном районе.
В это время круглосуточного освещения событий в Ливии, урагана Ирен и волатильности на фондовых рынках эти новости удостоились лишь мимолетного упоминания в средствах массовой информации. Но это очень серьезное дело. Не из-за потери груза, который предназначался для Международной космической станции (МКС); NASA быстро отметила, что на борту МКС есть запасы, так что никаких немедленных изменений в ходе операций не требуется.
Гораздо более важным является то, что это та же самая ракета, которая выводит на орбиту российские космические корабли «Союз», на которых доставляются экипажи на МКС и обратно. Запуски ракет приостановлены до тех пор, пока не будут выяснены причины неудачного запуска, и проблема не будет решена. Пока неясно, сколько времени займет этот процесс.
Что известно точно, так это то, что никто сейчас не может летать на МКС с экипажем. Это не то чтобы проблема срочного характера. Члены экипажа, которые сейчас находятся на борту МКС, вне опасности; у них есть их корабль «Союз», пристыкованный к МКС, который может вернуть их на Землю в случае необходимости. Но он будет использован только в том случае, если полеты ракет «Союз» не будут возобновлены до того, как уровень запасов кислорода, воды и еды на станции достигнет критически низкого.
Но если космическую станцию придется оставить без экипажа на борту, это может стать серьезной проблемой. Существует ряд событий, которые могут стать причиной того, что станция утратит «управление ориентацией». Почему это важно? Когда теряется контроль за ориентацией - или положением - такой структуры, как космическая станция, она начинает вращаться, кувыркаться. Когда на борту есть экипаж, он в таком случае способен запустить процедуры для восстановления контроля. Это не так уж сложно.
Но без экипажа антенны быстро потеряют связь с центром управления полетом, и компьютеры МКС перестанут получать команды от систем управления полетом. Солнечные батареи больше не будут правильным образом направлены на солнце, и аккумуляторы перестанут заряжаться. Космическая станция медленно умрет.
Будет невозможно попытаться безопасно пристыковаться к вращающейся станции, поэтому новый экипаж не сможет подняться на борт, чтобы все исправить. Станция будет медленно терять высоту, и вернется в атмосферу Земли в неконтролируемом состоянии. Мы и наши международные партнеры потеряем объект, стоивший многие миллиарды долларов. Огромные куски станции не сгорят во время ее вхождения в атмосферу, и могут нанести значительный ущерб при столкновении с Землей.
Америка сознательно подписалась на «пробел» в области космических полетов, который открылся после того, как космические шаттлы совершили свою последнюю миссию и программа была свернута в этом году. Во время этого «пробела», т.е. периода, когда у США нет своего средства доставки астронавтов на околоземную орбиту, страна занимается тем, что разрабатывает новые возможности в этой области, как государственные, так и частные. В любом случае, независимый анализ показал, что мы не должны в реальности ожидать появления нового космического корабля с начальными эксплуатационными возможностями еще как минимум пять лет.
Что же мы можем сделать? Есть ли какие-то иные возможности? Да: можно подключить к программе МКС Китай. Китай - единственная страна помимо США и России, которая способна посылать человека в космос. На самом деле Китай на данный момент - единственная страна, которая способна выводить астронавтов на околоземную орбиту - пока у США нет средства доставки, а запуски «Союзов» приостановлены.
Вот как это может сработать. NASA будет следовать той модели, которая использовалась при начале работы с русскими в начале 1990-х годов. Обмены техническими специалистами и астронавтами проложат путь к разработке планов, процессов и процедур, которые позволят модифицировать космический корабль Шэньчжу таким образом, чтобы он мог подлетать к МКС и пристыковываться к ней, имея на борту китайский, американский и российский экипажи. Соединенные Штаты возглавят эти усилия.
Есть те, кто выступает против любого сотрудничества с Китаем в космической области, по причине того, что Китай в таком случае получит доступ к технологическим секретам и возможностям США. Но на самом деле, ничего из того, что имеет военную ценность, не будет передано в каком бы то ни было направлении, ровно так же, как такие знания не передавались России и не получались от нее в процессе позитивного и успешного сотрудничества по нашим космическим программам. Китай лишь научится у нас тому, как обращаться с гражданской космической станцией.
Одним из основных выводов, сделанных в обзоре Комитета по планам полетов человека в космос США (U.S. Human Spaceflight Plans Committee), созданного Белым домам, был тот, что международные рамки сотрудничества по проекту МКС были одним из крупнейших успехов программы. В докладе также утверждалось, что эти рамки должны быть расширены и использованы при реализации будущих программ, должны включать новых участников с развивающимися космическими программами.
Время пришло. Соединенные Штаты должны приложить усилия, чтобы вернуть себе лидирующие позиции в области пилотируемых исследований космического пространства в сотрудничестве с другими странами. Ксенофобия и изоляционизм - это уже отжившие концепции.
Давайте используем эту возможность и вновь станем гордой нацией в космосе.
Выраженные в данном комментарии мнения являются мнениями исключительно Лероя Чао.