Вашингтон – На Северном полюсе становится слегка тесновато – и стало гораздо проще туда попасть.
И десяти дней не прошло с тех пор, как германский ледокол «Полярная звезда» (Polarstern) достиг Северного полюса, как немолодой канадский ледокол «Луи Сен-Лорен» (Louis St. Laurent) и его более новый и более мощный американский спутник «Хили» (Healy) оказались всего в нескольких километрах от полюса и, как ожидаются, достигнут «вершины мира» в пятницу.
Для «Луи Сен-Лорена» это будет уже второй визит к Северному полюсу, спустя 17 лет после первого.
Массовое уменьшение ледового покрытия в Арктике – в особенности, практически полное таяние толстых многолетних льдов, которые веками мешали путешественникам и исследователям и до последних лет представляли собой серьезное препятствие даже для современных мощных ледоколов, - сделало проливы в высоких широтах Арктики более похожими на обычные проливы, и вскоре, вполне возможно, там откроются сезонные летние торговые пути.
Строительство канадского суперледокола – впервые обещанного еще консервативным правительством больше двадцати лет назад в виде гигантского атомохода – давно откладывалось, но сейчас, наконец, может быть реализовано, правда, в несколько уменьшенных решением правительства Харпера масштабах.
Между тем, другие страны, в первую очередь, Китай, Южная Корея и Россия, все более внимательно присматривающиеся к арктическим торговым путям, а также к полярным исследованиям, построили и отправили в плавания большие ледоколы. Россия так вообще просто обеспечила прибавку к своему и без того лучшему в мире ледокольному флоту.
«Другие страны занимаются этим в условиях изменения климата», - говорит Майкл Байерс (Michael Byers), завкафедрой исследований Канады в области глобальной политики и международного законодательства в Университете провинции Британская Колумбия (University of British Columbia), имея в виду бум строительства ледоколов и согласованные усилия по направлению судов в высокие широты Арктики с исследовательскими целями. «Это должно стать важным сигналом для Канады, свидетельствующим о серьезности намерений этих самых других стран», - добавляет профессор Байерс.
Но гонка в Арктике лишь частично имеет отношение к исследованиям. Бессчетные нераскрытые нефтяные богатства, перспектива появления новых, пускай пока и сезонных, торговых маршрутов, превратили вершину мира в своего рода вариант Большой игры XXI века, в которой ведущие державы маневрируют и хитрят с целью усиления влияния.
Exxon сделала ставку размером в миллиарды на права на бурение в российской части Арктики на этой неделе, и крупные танкеры, в сопровождении (ненужных) ледоколов прошли кратчайшим путем вдоль верхней части России этим летом.
Капитан Алекс Макинтайр (Alex MacIntyre), канадский ледовый лоцман, который работает на пространствах канадской Арктики с 1968 года, говорит, что он был «поражен» тем, как мало льда осталось в Северо-Западном проходе, когда в августе помогал проводить там российский ледокол, переделанный в круизное судно.
Десятилетия откладываний - «Луи Сен-Лорен», крупнейший ледокол Канады, был построен 42 года назад и уже десять лет как должен был быть сдан на металлолом – возможно, наконец, завершаются. Правительство Харпера, как ожидается, вот-вот наконец подпишет договор на 1 миллиард долларов о строительстве нового суперледокола, который должен будет быть поставлен к 2017 году.
«В то время как береговая охрана начинает праздновать свое пятидесятилетие в следующем году, мы с нетерпением ждем усиления канадского присутствия на Севере посредством нашего нового ледокола полярного класса CCGS John G. Diefenbaker», - заявила министр по делам рыболовства и океанов Кейт Эшфилд (Keith Ashfield).
Даже если график будет соблюден, новый ледокол не сможет расколоть ни одного куска льда раньше, чем новые китайские, южнокорейские и российские суда начнут бороздить летнюю Арктику с ее усохшей и поскромневшей ледяной шапкой.
Проффесор Байерс высказал мнение, что, возможно, правительство Канады покупает суперледокол, рассчитанный на ледовые условия, которые были актуальны десятилетия назад, и что в реальности Канада, возможно, нуждается в более скромных ледоколах, которых зато может быть сразу три или четыре. Ни один из трех ледоколов, которые добрались до Северного полюса этим летом, и близко не подбирается к тяжеловесным, массивным и мощным русским суперледоколам.