До февраля этого года Муаммар Каддафи, лидер Ливии, а точнее Великой Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирии – таково официальное название страны – выдерживал напор арабских революций в северной Африке и на Ближнем Востоке, которые смели «двух старых пвседодемократических диктаторов»: Бен Али в Тунисе и Хосни Мубарака в Египте. Обоих свергнутых лидеров поддерживали США и Европа, потому что они прекрасно соответствовали простым, но действенным принципам «реальной политики» западных держав: фигуры, не стесняющиеся прибегать к отталкивающим методам, и отвратительные с этической точки зрения, но зато прекрасно справляющиеся с нашими врагами, что для нас очень выгодно, поэтому разумней закрыть глаза на их бесчинства.
Другой немаловажной деталью является то, что в отличие от тунисского и египетского режимов, в Ливии правление было основано на «племократии» (коалиции племен). Эта система правления работала в течение 40 лет и до западного вторжения сумела добиться того, что «Ливия при Каддафи была единственной африканской страной, в которой показатели гуманитарного развития были сравнимы со странами Европы. Так, доходы на душу сравнительно небольшого населения в количестве 6 530 000 человек, проживающего на огромной территории в 1759540 км², составляли 13 тысяч долларов США, средняя продолжительность жизни – 77 лет, показатель бедности не дотягивал и до 5%, а уровень грамотности достигал 83%. Кроме того, ВВП Ливии был совсем не худосочен – 76557 миллионов долларов». (Цитата из статьи «Полковнику никто не пишет» Хуана Мануэля Лоситы)
Но Каддафи совершил несколько тяжелейших проступков с точки зрения Запада, когда начал чинить помехи на пути переговоров американских и английских компаний с целью напрямую тянуть из Ливии энергетические ресурсы, пустил в страну китайские нефтяные компании, а самое ужасное – задумал отказаться от использования доллара для международных операций. Традиционно ведущим мировым державам, переживающим финансовый кризис, это показалось уже слишком.
Тогда началась демонизация образа Каддафи - «неожиданно» появились мятежники, которые нарушили установившееся равновесие власти, особенно в районе Киренаика с центром в Бенгази, и первые обвинения: в течение нескольких дней «серьезная пресса» распространяла информацию о том, как ливийская армия убивает сотни мирных манифестантов. В основном обвинения выдвигали сомнительного происхождения общественные организации по защите прав человека, но информация была представлена как реальные факты. Это продолжалось до тех пор, пока в Ливии не появились независимые журналисты, в частности с венесуэльского канала Telesur, которые показали, что предполагаемые военные действия против гражданского населения с применением самолетов и танков были выдумкой, а «мирные манифестанты» и «мятежники» разъезжали по улицам Бенгази на танках и с автоматами, полученными в результате нападения на городские казармы.
Затем последовал второй шаг: западные державы, с Великобританией и Франции во главе и при поддержке Соединенных Штатов, начали оказывать давление на Совет Безопасности ООН, чтобы тот запретил правительственным войскам Ливии использовать воздушное пространство над страной и установил блокаду ливийского побережья с целью прекратить поставки оружия силам Каддафи (резолюция ООН, которую не поддержали Китай и Россия). На основании этой резолюции началась наземная операция НАТО по новому сценарию вмешательства во внутренние дела других государств. Обоснованием этого вмешательства стал выработанный недавно «принцип» НАТО о ее «обязанности защищать», который и позволил начать операцию «Рассвет Одессея». На сегодняшний день она заключалась в 20 тысячах боевых вылетов над Ливией и 7500 наземных атаках. Несмотря на блокаду, воздушные и ракетные удары, «мятежникам» никак не удавалось продвинуться вперед, и страна оказалась разделенной на две части: Триполитана с центром в Триполи (племена, поддерживающие Каддафи) и Киренаика с центром в Бенгази (племена, выступающие против Каддафи).
И тут был предпринят третий шаг – прямое участие США в конфликте – для того, чтобы нарушить шаткое равновесие, достигнутое конфликтующими сторонами (которое в противном случае при таком положении дел обернулось бы победой Каддафи). Ряды мятежников пополнились отрядами наемников и такими исламистскими группировками как «Аль-Каида» и получили поддержку нефтяных монархий - Катара и Арабских Эмиратов, а также помощь логистикой, оружием и точечными бомбардировками (с использованием дистанционно управляемых беспилотных самолетов). Таким образом была реализована новая «военная доктрина, которую продвигает новый директор ЦРУ, генерал армии Дэвид Петреус. Войну ведут «аборигены», а Вашингтон ограничивается их подготовкой для ведения боевых действий и участвует только авиацией или флотом, но не войсками, как это было в Ираке и Афганистане». (Цитата из статьи «Опасность ливийского сценария для стран альянса АЛБА)
Из всего этого можно сделать вывод, что в военной сфере США сохраняют одностороннее преимущество на мировом уровне. И при этом все более широко используют оружие, которое в последние годы неизменно обеспечивало успех в деле оправдания развязанных ими войн – СМИ. Благодаря медийным сетям американцам удалось дезинформировать значительную часть населения планеты, извращая факты и представляя реальность нужным им образом. Эта ситуация, которая начала складываться в 80-е и имеет место сегодня, подтверждает, что концентрация СМИ в руках нескольких магнатов означает меньшую свободу прессы. Кроме того, можно утверждать, что медийные группы финансово связаны с военно-промышленным комплексом США (канал CNN International транслируется в 212 странах на миллиардную аудиторию во всем мире, а империя Мердока вещает на Англию, Австралию, имеет каналы FOX, NBC, START TV в Азии и т.д.).
Неожиданно установленный статус-кво был нарушен, и повстанцы вошли в Триполи, обратив в бегство Каддафи и его сторонников. В действительности НАТО с помощью США поучаствовали в процессе и кадры ливийских мятежников, занимающих столицу, явились частью театрализованного преставления. Потому что молодые ребята без боевого опыта никогда бы не смогли сами разгромить профессиональную армию, какой бы ослабленной она ни была. Медийная фальсификация зашла так далеко, что к участию в ней были привлечены актеры, чтобы инсценировать арест сына Каддафи, Сейфа аль-Ислама. «Весь мир видел, как мятежники берут под арест сына полковника. Вечером следующего дня Сейф аль-Ислам предстал собственной персоной перед иностранными журналистами, чтобы опровергнуть информацию о своем аресте. Но картина поражения режима Каддафи уже овладела умами, и 11 стран признали повстанцев новыми хозяевами страны».
Вся эта история должна заставить нас задуматься о том, как ведет себя капиталистический западный мир во время кризиса. Латиноамериканцы должны извлечь для себя определенные выводы, особенно после того, как совместная операция НАТО и США по наведению «порядка» в северной Африке увенчалась успехом, и там разместился оперативный штаб африканского командования вооруженных сил США (АФРИКОМ), появился доступ к портам Ливии и ее энергетическим ресурсам, так необходимым ослабленным экономикам, в частности Франции и Англии.
Теперь мы знаем, что новые захватнические аргументы подкреплены теорией о праве на защиту, а СМИ готовы подготовить почву для ее воплощения в жизнь. Латинская Америка – это колоссальная территория, которая очень привлекательна для Запада, поэтому с учетом печального африканского опыта Союз южноамериканских наций и южноамериканский Совет Обороны должны разработать свои доктрины, чтобы обеспечить мир и процветание в этом регионе.