Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Обзор СМИ Латвии (02.09)

© flickr.comгазеты
газеты
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Если Россия возобновит давление по вопросу неграждан, то на этот раз оно может оказаться удачным, потому что через 20 лет независимости многие старые аргументы исчезли. Неграждане могут получить гражданство в один день – в результате международного давления со стороны структур, которым мы не можем возражать.

…Русских мы объединили, остается объединиться самим. Наверняка это произойдет, когда ЗАПЧЕЛ вместе с ЦС («Центром согласия») с 51% в Сейме создадут правительство, может быть, ради приличия пригласив также какую-то латышскую партию. Это станет возможным, прогнозирует автор «Диены», уже в ближайшие три года, если из-за близорукой, нечестной и мелкой политики «Центр согласия» и на этот раз будет оставлен в оппозиции. Разумеется, ЦС не сделал все, чтобы так называемые латышские партии безоговорочно пригласили его к формированию общего правительства. Было бы иначе, если бы представители латышских и русских партий смогли предложить национальное соглашение, которое объединило бы всех, для кого Латвия - родина. Однако оставление ЦС в оппозиции на этот раз не будет очередным успехом латышей. Это будет большой ошибкой. Почему? В руководстве ЦС удалось удержаться умеренным политикам, которые мастерски сумели понизить максималистские настроения среди русского электората и в партии. Если мы посмотрим на программу ЦС, то там нет ничего, что может задеть интересы латышей. Всего этого удалось добиться, обещая, что ЦС будет в правительстве, если не будет бессмысленно конфликтовать с латышами.

Если ЦС в правительстве не будет, то в ЦС произойдут большие изменения. Перевес одержат те, кто считает, что нечего нянчиться с латышами, если за нами Россия. С огромными трудностями руководству ЦС удалось затушевать вопрос неграждан, говоря, что не нужно его затрагивать, если не хотим осложнить вхождение в правительство. Теперь этот аргумент будет отменен. Теперь русские политики борьбу за превращение неграждан в граждан будут считать главным способом, чтобы русским Латвии войти в правительство Латвии. Поскольку только предоставление избирательного права для неграждан существенно изменит баланс сил в государстве. Латыши с этим никогда не согласятся. Может быть. Только латыши сделали все, чтобы глубже интегрироваться  в структуры, от которых мы полностью зависимы.

И чем глубже интегрируемся, тем более зависимыми становимся. Если Россия возобновит давление по вопросу неграждан, то на этот раз оно  может оказаться удачным, потому что через 20 лет независимости многие старые аргументы исчезли. Неграждане могут получить гражданство в один день – в результате международного давления со стороны структур, которым мы не можем возражать. Не видеть того, что происходило во время Распоряжения №2 (распоряжение о референдуме по роспуску Сейма, которое подписал экс-президент Латвии Валдис Затлерс), может только слепой. Валдис Затлерс, вернувшись со встречи с иностранными друзьями, насколько прямо это возможно для президента, сказал, что ЦС должен быть в правительстве. Из-за нас самих включение ЦС в политическую жизнь Латвии искусственное, а не естественное. Прагматично мыслящие люди со стороны видят то, чего не видят сами латыши. Это национальный состав жителей Латвии. Игнорировать политические права почти 50% жителей Латвии – это неправильно, нечестно, неразумно, недемократично и очень глупо.

…Известный аналитик, американский эксперт по вопросам бывшего СССР Пол Гоубл в 20-летнюю годовщину независимости стран Балтии указывает на вызовы и трудности, с которыми сталкиваются Латвия, Литва и Эстония. По оценке Гоубла, которую приводит интернет-издание Diena.lv, три нерешенных вызова Латвии, Литвы и Эстонии это их маленькие территории, место нахождения и демография. «..Как часто говорил ушедший в вечность президент Эстонии Леннарт Мэри, он предпочитал бы соседа Канаду. Однако Эстония, Латвия и Литва не могут выбирать соседей, и, будем откровенны, они живут в печально известном регионе, где другие игнорируют или отвергают их интересы» - пишет комментатор. «К сожалению, нет никаких признаков того, что ситуация в этом регионе улучшится, несмотря на надежды 20 лет назад. С другой стороны, некоторые европейцы, на которых лидеры и жители стран Балтии так сильно полагались, иногда публично заявляли балтийцам и другим восточноевропейцам, чтобы они закрыли свои рты, а намного чаще продвигали свои национальные интересы за счет стран Балтии, в особенности в отношении энергопоставок из Российской Федерации».

«С другой стороны, ситуация в России ухудшается и ухудшается стремительно. Только некоторые в Российской Федерации исход событий 1991 года считают легитимным и окончательным, к тому же, многих в этой стране открыто привлекает радикальный национализм, который в некоторых случаях граничит с фашизмом. Все более явным становится риск развала и распада Российской Федерации в ближайшем будущем. Грозящее (из-за радикального национализма) разрушение этого государства будет намного более насильственным и кровавым, чем конец СССР, а это окажет серьезное угрожающее влияние и на соседние страны… Вторжение России в Грузию в августе 2008 года и мягкие возражения стран Запада многим в столице России внушили идею, что «хорошая маленькая война» это именно то, что нужно, чтобы вызвать поддержку местных и устранить распад. Нет никаких гарантий, что Москва не испытает эту стратегию еще раз, в особенности, если для этого найдется какое-то обоснование в соседних странах, хотя в итоге это может оказаться катастрофой для самой России. (Президент Грузии Михаил) Саакашвили действовал глупо, а российский Владимир Путин действовал преступно. К сожалению, многие на Западе считают, что глупость это большее преступление, в особенности при таком неравенстве сил. И об этом маленьким странам нужно всегда помнить», - указывает комментатор.

Третий неизменный вызов, по мнению Гоубла, это демография: «Хотя процесс интеграции (в Латвии и Эстонии) был и юридически, и психологически тяжелым, в действительности Таллин и Рига добились чудес, - в особенности с учетом оказанного Россией и Западом давления с игнорированием прав международно признанных оккупированных государств, - не предложив гражданство тем жителям, которых ввезла оккупационная власть». Одновременно Гоубл предупреждает, что главная проблема это не этнический состав, а сокращение числа жителей в сельских регионах и массовая эмиграция молодежи.

…Подготовленный Министерством культуры Латвии  проект «Основных положений национальной идентичности и политики интеграции на 2012-2018 годы» - это первый концептуальный документ, в котором сформулирована не только политика действия, но и государственная идеология как система ценностей, полагает «Латвияс вестнесис». 1 сентября концепция  утверждена на совещании государственных секретарей и передана на согласование всем министерствам. До 9 сентября пройдет общественное обсуждение Основных положений. По мнению министра культуры Латвии Сармите Элерте, «в концептуальной установке очень важна правовая идентичность государства, поскольку из нее вытекает и измерение сегодняшнего латвийского государства. Поэтому мы подчеркиваем, что 18 ноября 1918 года Латвийское государство было основано только по одной причине – чтобы у латышей было свое государство, где латыши могли бы говорить на латышском языке, сохранять свою культуру, обеспечивать существование своей нации и управлять собою демократически…

Таким же важным фактом в биографии государства является его гибель de facto. Поэтому важно подчеркнуть, что в 1940 году Латвия была оккупирована, а в 1990 и в 1991 году была восстановлена Латвийская Республика, а не основано новое государство… Из этой государственно-правовой преемственности вытекает несколько важных последствий. Если в 1990-1991 годах мы бы основали новое государство, то логично было бы дать гражданство всем, кто на тот момент жил на этой территории, в том числе примерно 750 000 иммигрантов, которые в результате политики колонизации и русификации СССР приехали или были присланы сюда. Тогда русский язык нужно было определить как государственный язык, потому что в то время больше людей знали русский, а не латышский язык. Но мы восстановили основанное в 1918 году государство. Это, в свою очередь, означает, что нам нужно думать, какая политика на долгосрочную перспективу необходима, чтобы укрепить Латвию и как демократическое, и как национальное государство.