После трех лет правления администрации Обамы, время уменьшает шансы любых серьезных переговоров об отказе КНДР от своей ядерной программы между Севером и Соединенными Штатами. Пхеньян, скорее всего, не станет возобновлять подобные разговоры после того, как в США начнется президентская кампания в начале следующего года, или решит сделать квантовый скачок в связи с тем, что возможный республиканский президент может предоставить худшие условия, или вообще никаких. Сам факт возможности добиться прогресса станет серьезным испытанием, даже если переговоры начнутся завтра. А этого явно не произойдет.
В июле впервые за два года наш специальный представитель по корейской проблематике встретился со своим северокорейским коллегой в Нью-Йорке, пусть и под предлогом посещения им негосударственной организации в городе. Переговоры 2009 года были охарактеризованы Госдепом США «хорошим началом», на этот раз переговоры были названы «конструктивными». Но дело в том, что администрация Обамы показала слабую заинтересованность в переговорах с Пхеньяном, действительно демонстрируя схожий подход с администрацией Джорджа Буша-младшего во время его первого срока.
Та администрация начала с обычных увертюр, выражая желание сотрудничать с Северной Кореей и показывая обновленный интерес в переговорах. Но все кончилось относительно быстро, на основании того, что Север никак не реагировал на явную обеспокоенность США ядерной программой. По правде говоря, администрация решила, что стратегически, учитывая сложности в общении с Пхеньяном, необходимо подпереть существующие альянсы и поддержать нового президента Южной Кореи в его политике.
Президент Ли откатил предыдущую политику двух своих предшественников, которые верили, что большие объемы помощи изменят Северную Корею, они явно были неправы. Видимо, Ли подумал, что Север разваливается достаточно быстро, и что он может помочь ему развалиться, отказываясь предоставлять масштабную помощь и изолировав Пхеньян насколько это возможно с тем, чтобы вынудить северных корейцев сесть за стол переговоров. Данная новая политика носила название «стратегическое терпение». Но Северная Корея отреагировала крайне агрессивно, потопив южнокорейский военный корабль и направив артиллерийскую атаку на южнокорейский остров, убив 50 корейцев.
Возможно, беспокоясь о политическом будущем собственной партии, президент Ли начал вести секретные переговоры с Северной Кореей о нормализации, и уволил своего жесткого министра, ответственного за отношения между Кореями.
Это привело к обширным обсуждениям возможного возобновления шестисторонних переговоров. Север, со своей стороны, посетил американских и китайских чиновников с тем, чтобы также обсудить возможное возобновление переговоров. Это мало чем помогло в Вашингтоне, который требует больших гарантий стремления Северной Кореи к разоружению и прекращению программы по обогащению урана. Ким Чен Ир лично объявил позицию КНДР: да - переговорам, нет - условиям. В это вовлечено больше, чем просто стратегические раздумья.
Высокопоставленные члены Белого дома и Госдепа не хотят переговоров, и в данном вопросе показали себя гораздо жестче, чем администрация Буша, которая сомневалась в удачном исходе переговоров и, начав с враждебного отношения, перешла к поспешным, секретным переговорам, которые привели в ярость многих заинтересованных, не знавших о происходящем.
Для Вашингтона не существует никаких политических плюсов от переговоров с настолько плохим государством. Конгресс, будь то республиканский или демократический, никогда не одобрял переговоры с Пхеньяном, и явно питает отвращение к тому, чтобы предоставлять Северной Корее помощь, которая потребуется для успешного продвижения переговоров по сокращению ядерного оружия. Оппозиция в Конгрессе способствует отказу администрации предоставлять минимально необходимую продовольственную помощь КНДР. По мере того, как приближаются президентские выборы, следует ожидать, что наши лидеры станут уделять все меньше внимание проблеме Северной Кореи, если, конечно, не случится ЧП.
Достижение цели полного избавления от ядерного оружия, выглядит труднодостижимой, если вообще возможной, учитывая наследие администрации Буша, последние события в Ливии и способность КНДР выполнять договоренности. Режим Пхеньяна выглядит гораздо более слабым, нация живет крайне бедно. Китай помогает финансово, но Ким Чен Ир пытается снизить зависимость страны от китайцев, отчетливо пытаясь наладить отношения с США в своем поиске помощи.
Администрация Обамы может оказаться связанной собственной политикой в этом вопросе. Некоторые даже надеются, что режим в КНДР вскоре обрушится под собственным давлением, несмотря на все возможности и риски, которые этот сценарий несет для продвижения стабильности на Корейском полуострове. Или в лице данных трудностей, может быть, Вашингтон действительно готов к переговорам с тем, чтобы сократить ядерное производство КНДР, их ракетные программы и деятельность по разработке и производству оружия, не оставляя надежды решить вопрос об уничтожении ядерного оружия.