Мы приближаемся к печальной годовщине. Десять лет назад Нью-Йорк пережил кошмар разрушения Всемирного торгового центра. Эта трагедия затронула нас всех. Даже в нашем маленьком северном пригороде несколько семей потеряли своих родных людей. При любых обстоятельствах это была бы грустная дата, однако нынешнее состояние Соединенных Штатов делает ее еще более грустной. Гибель почти 3 000 американцев не только была бессмысленной - неким извращенным образом она способствовала падению страны.
Помните первую реакцию на 11 сентября? Единодушную поддержку Соединенных Штатов, цветы у посольств по всему миру и подытоживший общие чувства заголовок в Le Monde: «Мы все американцы». Владимир Путин, бывший в то время президентом России, стал первым иностранным лидером, который выразил сочувствие Джорджу Бушу, но только потому, что телефонные линии были забиты – так торопились это сделать другие лидеры. Все это сейчас ушло в прошлое.
Этот всплеск солидарности был вызван не только ужасом от теракта и гибели людей. Он отражал положение Соединенных Штатов в мире. Они были не только мировым экономическим, военным и политическим лидером, но и моральным. Их Декларация независимости и их Конституция провозглашали ценности свободы и человеческого достоинства, которые стали в дальнейшем идеалами, принятыми всеми цивилизованными странами — по крайней мере, формально. Удар, который «Аль-Каида» нанесла по Нью-Йорку и Вашингтону, ощущался как удар по этим идеалам и – соответственно – по всему миру.
Однако за последнее десятилетие репутация США оказалась запятнана, и причиной этого стала неверная реакция Вашингтона на теракты. Его «глобальная война с террором» подрывала те самые международные законы и договоры, которые Соединенные Штаты сами вводили и защищали, и нарушала права и свободы бесчисленного множества людей по всему миру. Первой жертвой войны с террором стал нравственный авторитет Америки.
Затем начались две бессмысленные и жестокие войны - в Ираке и в Афганистане. Их финансирование обанкротило Казначейство США, заставило Соединенные Штаты залезть в долги к внешним кредиторам и подорвало их экономическую мощь. При этом все военное мастерство Америки в сочетании с военными расходами, едва ли не превышающими совокупный оборонный бюджет всего остального мира, оказалось малоэффективным против плохо вооруженного и неорганизованного врага. У Вашингтона по-прежнему самая сильная армия в мировой истории, но враги США боятся ее меньше, чем могли бы, понимая, что Америка связана текущими конфликтами и обязательствами.
Наконец, после 11 сентября Буш сказал американцам ни о чем не тревожиться и заняться шопингом. Правительство создало для простых американцев условия, позволяющие легко занимать деньги и свободно их тратить, не беспокоясь о будущем. Был надут огромный спекулятивный пузырь. Когда он лопнул, средний класс разорился. Более того, американцы фактически отреклись от своей конституционной обязанности контролировать правительство.
Десять лет назад теракты объединили нацию. Американцы по-прежнему едины, но только в одном аспекте: проведенный в августе агентством Reuters опрос показал, что 73 % респондентов считают, что страна пошла по неправильному пути. В остальном Соединенные Штаты политически расколоты. Республиканцы и демократы не могут договориться даже перед лицом экономической катастрофы.
Это доказывает, что Соединенные Штаты потерпели поражение в начатой ими войне с террором. Как говорят, у победы много отцов, а поражение – всегда сирота.
Алексей Байер – коренной москвич, работает экономистом в Нью-Йорке.