В сентябре этого года исполняется 20 лет с момента возобновления дипломатических отношений между Латвией и США. В связи с этой годовщиной вчера в новом здании посольства США в Риге, на улице Ремтес состоялся торжественный прием, в котором приняли участие политики и дипломаты, сыгравшие важную роль в формировании взаимоотношений наших стран. Среди них также бывший заместитель помощника госсекретаря США по отношениям с СССР и странами Восточной Европы Кертис Кеммон, который в 1991 году в Риге подписал меморандум о взаимопонимании, возобновив дипломатические отношения между двумя странами. Находясь в Риге, ветеран американской дипломатии, который почти 40 лет проработал в посольствах США в Европе, Азии, Африке и Латинской Америке, дал интервью LA.
- Это было историческое время, когда на стыке 80-х и 90-х годов прошлого века пала Берлинская стена и рухнули коммунистические режимы в Восточной Европе, развалилась также и советская империя. Что, по-вашему, стало движущей силой этих исторических перемен – приход к власти в Москве Михаила Горбачева и его политика перестройки и гласности, крах советской экономики и неспособность состязаться с США в военной сфере, движение «Солидарность» в Польше и выбор польского Папы, развернутая президентом США Рональдом Рейганом критика совдепии как «империи зла» и т.д.?
- К упомянутым вами факторам я бы добавил неудачу в Афганистане, которая имела огромное деморализующее влияние в военной и политической сфере. Это дало возможность Горбачеву попытаться вести дела иначе Возможно, новая ситуация требовала появления именно такого политика, как Горбачев. Есть еще один вопрос, которому, по-моему, не уделено должного внимания: почему руководство Советского Союза согласилось, - правда, после провала военного переворота, - на независимость советских республик. По-моему, большинство советских республик, и, разумеется, страны Балтии, считали, что Россия эксплуатирует республики, только забирая и ничего не давая взамен. Может быть, давая военное прикрытие, но тогда это считалось ненужным. Однако жители России считали, что Россия все дает другим республикам, заботясь об их экономическом и культурном развитии. Русские сделали вывод: мы даем, но живем бедно, зато они живут хорошо. Обе стороны, в особенности страны Балтии, были заинтересованы развиваться независимо, в том числе и Россия. Кажется, сейчас Россия переоценила ситуацию того времени, но в то время эта тенденция была очень ярко выражена.
- Горбачев совершил достойный Геракла подвиг, добившись вывода советских войск из Восточной Германии. Слава Богу, обошлось без кровопролития. Были ли советские генералы слишком заняты подсчетом денег от продажи вооружений и другого имущества, и поэтому не организовывали военные столкновения?
- По-моему, часть из них хотела спровоцировать столкновения, и об этом свидетельствуют подразделения армии, которые прибыли в страны Балтии в январе 1991 года. Среди сторонников жесткой линии были не только политики, но и военные, которые хотели сохранить советский режим силой. Я не думаю, что Горбачев был за использование силы, но его позиции к тому времени стали очень слабы. Я хочу отметить, что для Соединенных Штатов это был очень сложный момент. Мы не хотели, чтобы в Советском Союзе развязалось насилие. Мы вели переговоры с Москвой по очень важному договору о сокращении стратегических вооружений, который удалось подписать в июле 1991 года. К тому же, мы старались победить в войне в Персидском заливе, чтобы изгнать войска иракского диктатора Саддама Хусейна из Кувейта. В этих сложных условиях мы не хотели ослаблять позиции Горбачева, но и не могли допустить, чтобы совдепия навязала свою волю республикам при помощи силы и насилия, в особенности в трех республиках Балтии, как это произошло в 1940 году. Возможно, это была Божья воля, что спустя полвека все произошло без широкого насилия. Это был также успех дипломатии. Советник по внешнеполитическим вопросам президента Джорджа Буша-старшего Лоуренс Иглбергер и советник по вопросам национальной безопасности Брент Скаукрофт были очень сведущими в делах Восточной Европы и заинтересованными в восстановлении демократии в этой части света. Я рад и удовлетворен, что президент Буш в сентябре 1991 года решил направить меня в страны Балтии, чтобы возобновить дипломатические отношения. В контактах с Москвой нам повезло, что Горбачев был рациональным и разумным партнером, как и Ельцин, который поддержал выраженные нами принципы о праве наций на самоопределение.
- Через несколько дней исполнится десятая годовщина терактов в Нью-Йорке и других местах США, когда погибло почти три тысячи человек. Развернув борьбу против террора, Америка вступила в войну в Афганистане и Ираке. Можно ли приостановить деятельность террористической организации Аль-Каида бдительностью разведслужб и ударами вооруженных сил? Чувствуют ли американцы себя в большей безопасности в сентябре 2011 года?
- Я могу судить об этом только как частное лицо, потому что в 2000 году уволился с дипломатической службы и больше не являюсь официальным должностным лицом. По-моему, мы сейчас лучше понимаем и лучше информированы, откуда исходит угроза. Мы более уверены в отношениях со странами, которые были связаны с терактами 11 сентября 2001 года. Я говорю не только о таких странах, как Афганистан, но и о Египте, Тунисе, Ливии и некоторых других арабских странах, где происходят серьезные политические перемены. Хочу отметить, что эти страны не пытались обвинить США в провоцировании так называемой арабской весны, а их демократические силы, на стороне которых мы находимся, защищают национальные интересы. Такое развитие событий следует приветствовать, потому что не ведется поиск внешних врагов, а думается о демократическом будущем государств. Однако у некоторых исламских стран другой курс, и они остаются как возможная угроза террора. Поэтому разведслужбам США нужно сохранять бдительность, чтобы вовремя узнавать о возможных угрозах и срывать планы террористов. К счастью, за последние десять лет в США не было серьезных терактов. Можно сказать, что мы чувствуем себя в безопасности, но нужно быть бдительными в отношении планов потенциальных злодеев.
- В 2008 году Барак Обама стал первым афроамериканцем на должности президента США, одержав убедительную победу на выборах главы государства, однако спустя три года его популярность драматически снизилась. Уже началась кампания накануне президентских выборов 2012 года, на которых республиканцы надеются вернуть пост главы государства. Чем объясняется падение популярности Обамы – экономическим и финансовым кризисом, войнами в Афганистане и Ираке, недовольством американцев растущим влиянием правительства?
- Как частное лицо я продолжаю внимательно следить за процессами во внешней политике США, читая The New York Times, слушая ВВС и используя другие отрытые источники информации. По-моему, во внешней политике Обама действует очень хорошо. Некоторые упрекают его в осторожности, но я хвалю его осторожность, которая дала возможность избежать возможных серьезных проблем. Вывод войск США из Ирака начался, а в Афганистане контингент США увеличен, чтобы наблюдать за передачей контроля в руки афганской армии. Обама принял смелые политические решения в отношении Египта и Ливии и в экономических отношениях с некоторыми странами Латинской Америки. Популярность президента Обамы подрывает экономический спад и высокая безработица, но за внешнюю политику я ставлю ему высокую оценку.
Перевод: Лариса Дереча