Нью-Йорк - Многие до сих пор считают, что атаки 11 сентября 2001 года были не просто актами политического терроризма, но также частью культурной войны, столкновением цивилизаций. Две вещи, которые больше всего вызывают напряжение у людей в культурных конфликтах – это религия и отношения полов, особенно то, как мужчины обращаются с женщинами. Они, конечно, тесно связаны между собой: религия часто используется для регулирования сексуального поведения и отношений между полами.
Культурная интерпретация событий 11 сентября как столкновения цивилизаций объясняет, почему ряд бывших левых присоединились к консерваторам в их враждебности к исламу. В прошлом большинство американских левых расценили бы войну в Афганистане, как неоимпералистическое предприятие. Однако после событий 11 сентября тон изменился. Талибан поработил женщин, закрыл им доступ к образованию, а также спрятал их в паранджу. Таким образом, войну против Талибана, а также их гостя Усамы бин Ладена можно истолковать как войну за освобождение женщин.
В действительности маловероятно, что феминизм сыграл какую-либо роль в решении президента Джорджа Буша младшего втянуть Соединенные Штаты в войну. Однако культурные проблемы дали ему возможность привлечь в свои ряды немало маловероятных в иных обстоятельствах союзников.
Ответ на события 11 сентября и встреча Доминика Стросс-Кана с африканской горничной в одном из отелей Нью-Йорка имеют мало общего, за исключением одной вещи: в очередной раз культурный конфликт был задействован дезориентирующим способом.
Что бы ни произошло между бывшим исполнительным директором МВФ и его обвинительницей, тот факт, что его арестовали и провели перед прессой в качестве подозреваемого в совершении преступления, вызвал много критики во Франции. Одно из предположений, которое недавно высказал известный французский публицист, заключается в том, что арест был типичным проявлением американского пуританизма. Он утверждал, что французы, являясь частью романской культуры, имеют более либеральное понимание сексуального поведения. Они более терпимы к человеческим слабостям, а также более изысканны в искусстве соблазнения.
Более того, арест ДСК, предположительно, был местью за защиту Францией другого мужчины, обвиненного в сексуальных преступлениях, Романа Полански, а также за запрет во Франции ношения паранджи. Другими словами, судебное разбирательство относительно ДСК было частью еще одного столкновения культур в отношении секса и, разве что только по касательной, религии.
Одной проблемой культурного аргумента является то, что часто его используют для защиты или оправдания поведения сильных мира сего против слабых. Мужчины Талибана, без сомнения, считают, что порабощение женщин является культурной привилегией, так же как и религиозный долг. Авторитарные лидеры в Азии постоянно утверждают, что их страны не подходят для демократии в культурном отношении.
Но даже на более либеральном Западе – не говоря уже о странах с менее либеральными традициями, такими как Япония – культура используется для защиты сильных мира сего чаще, чем для защиты слабых. И Полянски, и ДСК были связаны с действиями сексуального характера относительно женщин, которые были далеко не равного с ними положения, по возрасту и социальному статусу соответственно. Понимание их «человеческих слабостей», в таком случае, сводится к оправданию поведения влиятельных мужчин по отношению к женщинам, не обладающим никаким влиянием.
Довольно жесткое использование закона в США для регулирования сексуального поведения, возможно, отражает пуританскую культуру, но, скорее всего, это является результатом культурного разнообразия. В обществе иммигрантов люди приезжают из стран с разными традициями и религиями, с очень разными взглядами на секс и отношениями с женщинами. Поскольку американцы не могут полагаться на однородные нравы, закон является единственным способом регулирования поведения. У старых обществ есть обычаи и традиции; у новых – суды и законодательные органы.
Но это еще не весь ответ. Швеция, страна с ограниченным культурным разнообразием, имеет еще более строгие законы относительно сексуального поведения, чем США. А Франция, под своим внешним лоском республиканского равенства, разнообразна, как в культурном, так и этическом отношении.
Нельзя ожидать от закона решения всех культурных конфликтов. Однако он может сыграть положительную роль как инструмент эмансипации. В лучшем случае, закон является большим балансиром. Окончание работорговли на Западе не стало следствием изменения европейской культуры, а произошло вследствие того, что британцы изменили свои законы.
В Японии сексуальные домогательства в отношении женщин иногда прощались (японскими мужчинами) иностранцам, как часть японской культуры. И женщины-жертвы часто мирились с этим, думая, что так и должно быть. Без сомнения многие афганские женщины в парандже также убеждены, что сокрытие их лиц является требованием культуры – и, следовательно, естественной обязанностью.
Но все больше японских женщин борются против нежелательного мужского внимания, не отрицая традицию или культуру, а обращаясь к адвокату и возбуждая иск. Их проблема заключается не в сексе или искусстве обольщения, а в злоупотреблении властью.
Мусульманские женщины в строгих авторитарных обществах обычно не имеют возможности получить защиту закона. Мужчины, которые хотят сохранить свой контроль над женщинами, несомненно, будут продолжать использовать культуру и религию, чтобы оправдать свое господство.
Несомненно, будет лучше, особенно для женщин, если граждане таких стран, как Афганистан, будут равны перед законом. Подобным образом, будет лучше, если влиятельные французские мужчины перестанут использовать «романскую культуру» в качестве оправдания своего злоупотребления относительно тех, кто стоит ниже их на социальной лестнице.
Однако решения этих вопросов являются политическими и правовыми. Именно поэтому ДСК арестовали. Что же касается женщин в мусульманских странах, то люди на Западе немногое могут сделать, чтобы облегчить их судьбы. Однако маловероятно и то, что много хорошего может получиться, если сбрасывать на них бомбы.
Ян Бурума – профессор демократии и прав человека в Bard-колледже и автор книги «Приручение богов: религия и демократия на трех континентах»