Вашингтон – Во вторник министр обороны США Леон Панетта (Leon Panetta) заявил, что революция в Иране – это, по-видимому, только вопрос времени, добавив, что иранское движение сторонников реформ учится на опыте Туниса, Египта, Ливии и Сирии.
Панетту, бывшего директора ЦРУ, в июле возглавившего Пентагон, спросили в эфире телепрограммы Чарли Роуза (Charlie Rose), может ли Арабская весна распространиться на неарабский Иран. Министр обороны ответил: «Безусловно».
«На мой взгляд, доказательства этого мы видели во время последних выборов в Иране. В Иране было движение, поднимавшие те же самые вопросы, которые поднимались в других странах», - подчеркнул он.
«Я думаю, во многих отношениях, это только вопрос времени. Подобные перемены, реформы и революция охватят и Иран».
После состоявшегося в июне 2009 года сомнительного переизбрания Махмуда Ахмадинежада президентом Ирана иранские силы безопасности подавили начавшиеся в стране массовые протесты. Панетта признает, что поддерживать протестные выступления такого рода трудно, так как приходится опасаться неблагоприятной реакции.
«Мы должны постараться приложить все силы, чтобы поддержать этих людей, но в то же время нам придется анализировать каждую конкретную ситуацию, чтобы наши действия не вызвали отрицательную реакцию и, напротив, не подорвали эти усилия», - заявил он.
Иранские лидеры выражали надежду на то, что Арабская весна положит конец поддерживаемым Америкой режимам в арабском мире. Высший руководитель аятолла Али Хаменеи (Ali Khamenei) назвал ее «исламским пробуждением» и заявил, что она была вдохновлена иранской революцией 1979 года, которая заменила поддерживаемого Западом шаха на мусульманскую теократию.
Однако Панетта предлагает другую интерпретацию событий и их последствий для Ирана.
«Я полагаю, что иранские сторонники реформ многому научились благодаря событиям в Тунисе, Египте, Ливии и Сирии», - заявил он.
Сторонники иранского оппозиционного «Зеленого движения» смотрят на волнения в арабском мире со смесью восторга, сожаления о провале собственного движения и опасений по поводу того, что может придти на смену свергнутым режимам.
«Один из вопросов, которые мы изучали в связи с событиями в Тунисе и в Египте... – что это вызвало? Почему это произошло?» - пояснил Панетта и перечислил ряд факторов, включая социальные сети и численность молодежи, лишенной надежд на будущее.
«Факт в том, что, когда люди решают, что момент настал, происходят поразительные перемены», - добавил Панетта.
«Я думаю, что это верно не только для Ближнего Востока, но и для Ирана».