Самой богатой россиянке и супруге бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова через год после отставки мужа пришлось отказаться от ведения бизнеса в столице. И как подобает миллиардеру, из бизнеса она вышла ни с чем.
Главным активом Елены Батуриной, что типично для нынешней России, были не сотни гектаров безумно дорогой московской земли или два исправно работающих строительных концерна, а супруг и стоящий за ним, как это называется в России, административный ресурс.
Несколько недель назад одна компания из Белгородского района выпустила рекламный буклет, предназначающийся для иностранных инвесторов. Расхваливая свои достижения и возможности, она начала не с информации об обороте, доходах, современном оборудовании или других мелочах, а с самого важного: что к ее деятельности благосклонно относится местный губернатор, и, следовательно, благоволит местная администрация.
И это – самая существенная гарантия того, что предприятие будет работать по крайней мере до перестановок на посту главы региона. Гарантия, что ее руководители и владельцы останутся руководителями и владельцами, а не разделят судьбу сидящего в лагере Михаила Ходорковского, отобранная государством компания которого перешла в руки людей, нравящихся властям.
Один мой знакомый, уважаемый московский экономист, объясняет заграничным предпринимателям секреты ведения бизнеса в России следующим образом: «Если к тебе приходит представитель пожарной инспекции и цепляется, что в твоем кабинете легковоспламеняющаяся обшивка, то проблема решается бутылкой водки и небольшой суммой денег. Появление полковника милиции с претензиями, что твои автомобили не оборудованы правильными огнетушителями, означает, что ты должен дать ему пачку банкнот, устроить небольшой банкет, а после вежливо препроводить полковника в подведомственный ему вытрезвитель. Но если тебя звонят люди из администрации и говорят, что ты три года назад не заплатил какой-то налог, это значит, что дела у тебя совсем плохи, потому что на рынке появился конкурент, который пользуется поддержкой губернатора. Одним словом, ты прогорел».
Еще год назад бизнес Батуриной стоил, по оценкам экспертов, три миллиарда долларов. Когда же президент Дмитрий Медведев лишил Лужкова поста, который тот занимал в течение 18 лет, эти оценки уменьшились до полутора миллиардов. Но это было лишь начало спуска по наклонной.
Сама супруга бывшего мэра жаловалась в одном из интервью, что не может смотреть, как «от нас отползают люди, боясь, что их накроет эта волна» немилости. Принадлежащая Батуриной крупная строительная компания «Интеко», которая без труда выигрывала все тендеры на участки и инвестиции в столице, теряла контракт за контрактом и больше не выигрывала ничего. А еще не так давно москвичи шутили, что если Кремль объявит конкурс на создание нового государственного гимна, в нем наверняка победит Батурина и ее строители.
Раньше на тему «Интеко» нельзя было сказать дурного слова, потому что столичные суды признавали любую критику клеветой. А сейчас и Лужков, и его жена, и ее компания не могут выиграть дел в тех же самых судах, потому что от них «отползли» и судьи.
Раньше столичные банки подпитывали бизнес самой богатой россиянки кредитами на любые суммы, даже не спрашивая, на что они их выдают. А сейчас банки вспомнили о возврате долгов.
Супруга бывшего мэра поняла, что выхода нет. Как сообщили московские газеты, она продала «Интеко» милым власти людям и получила за свою строительную империю за все про все 200 миллионов долларов. Для одних – это неплохие деньги, а для нее же – пятнадцатая часть имущества, которое принадлежало ей еще год назад.
Бизнес-поражение жены Лужкова демонстрирует, кем в действительности являются российские толстосумы, расточительность которых стала излюбленной темой глянцевых журналов всего мира. Вроде бы они миллиардеры, потому что таковы их доли в нефтяных компаниях, заводах, трубопроводах или угольных компаниях. Но на самом деле они не являются владельцами всего этого, потому что немилость властей может в одно мгновение превратить их в никому не интересных миллионеров.
В действительности они владеют лишь тем, что им удалось вывезти за границу, а нефтяные месторождения или медный рудник в чемодан не положишь. Так что из России широким потоком уходят десятки миллиардов долларов, за которые миллиардеры покупают дворцы, усадьбы и виллы, чаще всего в тех странах, которые не выдают Москве объявленных в розыск людей.
Батурина и Лужков тоже заблаговременно купили себе кое-что элегантное в Австрии и в Лондоне, где они наверняка смогут провести спокойную старость.