Вена, Австрия – Глава атомного агентства ООН объявил в понедельник о своем намерении опубликовать новую информацию в подтверждение своей уверенности в том, что Иран создает ядерный боеприпас, вызывая «растущую озабоченность» у МАГАТЭ.
Это заявление руководителя Международного агентства по атомной энергии Юкия Амано (Yukiya Amano) весьма важно, поскольку он впервые объявил о планах обнародовать часть самой свежей доступной МАГАТЭ информации, которая вызывает такую озабоченность.
Знакомый с работой МАГАТЭ дипломат сказал, что Амано сначала попросит разрешения на публикацию у тех сотрудников агентства, которые предоставили информацию о предполагаемых экспериментах с боеголовками, а уже затем поделится ею с 35 странами-членами правления этой организации. Скорее всего, новая информация будет изложена в очередном докладе о ядерной активности Ирана, который выйдет в ноябре, либо Амано поделится ею с членами правления на специальном закрытом заседании. Дипломат попросил не называть его имя, поскольку разглашенная информация носит конфиденциальный характер.
Традиционно источниками большей части такой информации являются Израиль, Соединенные Штаты Америки и западные союзники Вашингтона. Но Амано заявил в прошлом месяце, что его оценки подтвердили многие страны-члены, а также назвал эту информацию заслуживающей доверия, «обширной и всесторонней».
Соединенные Штаты и их союзники обвиняют Иран в том, что он использует свою гражданскую атомную программу в качестве прикрытия для создания ядерного оружия. Иран эти обвинения отвергает и говорит, что реакторы нужны ему только для выработки электроэнергии и проведения научных исследований.
Выступая на открытии пятидневного заседания правления МАГАТЭ, состоящего из 35 стран-членов, Амано также заявил, что несмотря на опровержения Сирии, уничтоженный израильской авиацией в 2007 году объект был почти завершенным ядерным реактором, предназначавшимся для производства плутония, который можно использовать для оснащения ядерных зарядов.
В то же время, он объявил, что его сотрудники в следующем месяце проведут встречу с сирийскими представителями, в попытке выработать «план действий», позволяющий Дамаску сдержать свои обещания и представить новую информацию об этом сооружении, чтобы доказать, что данное сооружение было неядерным военным объектом.
У Амано нашлось и несколько положительных слов для Ирана. Он заявил, что Тегеран проявил «больше открытости», чем обычно, позволив высокопоставленному чиновнику из МАГАТЭ посетить в августе ядерные объекты, на которые прежде доступ был закрыт.
В то же время, Амано призвал Исламскую республику продемонстрировать больше открытости и в других вопросах, вызывающих обеспокоенность. МАГАТЭ, сказал он, «продолжает получать новую информацию» об иранских попытках создать ядерный боеприпас. Глава агентства добавил, что надеется подробнее изложить причины озабоченности МАГАТЭ в ближайшем будущем.
По словам Амано, его «все больше беспокоят» возможные эксперименты Ирана с боезарядами. Свою обеспокоенность он изложил в докладе, попавшем в этом месяце к Associated Press, когда с ним ознакомились члены правления МАГАТЭ и Совета Безопасности ООН.
Амано снова использовал фразу о росте обеспокоенности в понедельник в своем выступлении перед членами правления. Ранее в докладах о предполагаемой работе Ирана над созданием ядерного оружия она не звучала, и таким образом, это является отражением того недовольства, которое испытывает глава агентства по поводу отсутствия прогресса.
В докладе также говорится, что Тегеран начал монтаж оборудования для обогащения урана в новом месте. Это подземный бункер, гораздо лучше защищенный от воздушного нападения, чем имеющиеся у Ирана мощности по обогащению.
В процессе обогащения можно получать как ядерное топливо, так и расщепляющийся материал для создания боезарядов. Хотя Тегеран заявляет, что эта технология нужна ему исключительно для производства топлива, Совет Безопасности ООН четыре раза выдвигал против него санкции за отказ иранского руководства прекратить работы по обогащению.
Иран также отрицает, что проводит тайные эксперименты с ядерным оружием в рамках своей программы. Он блокирует длящиеся четыре года попытки МАГАТЭ проверить поступившую информацию о том, что Иран тайно разработал проект и чертежи, имеющие отношение к ядерному боевому заряду в ракете, что он проводил эксперименты по подрыву ядерного заряда, и разрабатывал другие компоненты в рамках своей оружейной программы.
В своей оценке за 2007 год американская разведка сообщала, что Иран ранее работал над программой по созданию ядерного оружия, однако прекратил эту деятельность в 2003 году. Однако, как говорят дипломаты, в более поздних сообщениях разведки такой конкретики уже не было. В последних докладах МАГАТЭ на эту тему выражается растущая обеспокоенность по поводу того, что такая деятельность может продолжаться.