Три года назад в сентябре, после того как вооруженные силы России вошли в Грузию, отношения США и России достигли нижней точки, по крайней мере со времен краха Советского Союза. Администрация Буша фактически заморозила отношения с Россией в последние пять месяцев своего правления.
Президент Обама и его команда пришли к власти в январе 2009 года и очень скоро объявили о своей заинтересованности в улучшении отношений с Москвой. Главные причины такого шага хорошо известны: необходимость российской поддержки в попытке ограничить иранскую программу в области ядерного оружия, расширение военного присутствия в Афганистане, а также возврат к многостороннему подходу в сфере контроля и безопасности ядерного оружия.
Несмотря на существенный скептицизм в Москве и Вашингтоне, Обама и президент России Дмитрий Медведев достигли значительных успехов в восстановлении двусторонних отношений, серьезно продвинувшись вперед в решении проблем, перечисленных выше, а также в ряде других вопросов.
Однако за последние месяцы перспектива дальнейшего сближения государств все чаще ставится под сомнение экспертами обеих стран. Скептики указывают на разногласия в вопросах противоракетной обороны, революционных событий на Ближнем Востоке, нескончаемых переговорах по вступлению России в ВТО и других. Некоторые аналитики и политические деятели обеих стран предполагают, что возможность возвращения Владимира Путина на президентский пост может также представлять угрозу для развития сотрудничества в будущем.
Но в сравнении с двумя предыдущими «медовыми месяцами» в отношениях США и России, оба их которых закончились разочарованием – в 1991-1992 годах после возникновения новой России и в 2001-2002 годах после 11 сентября – нынешняя тенденция потепления отношений обещает быть более устойчивой.
Чтобы понять почему, полезно задуматься о мотивах России в улучшении связей с Вашингтоном, а также возможное воздействие результатов президентских выборов в России на отношения с Вашингтоном.
До начала осени 2008 года в России господствовало мнение, которое выразил Путин, что США переживает упадок из-за роста экономических проблем и неудач в Афганистане и Ираке, которые истощали силы страны. Напротив, Россия находилась в тот момент на подъеме, и вероятность возникновения многополярного мира становилась все более очевидной.
Неожиданные последствия мирового экономического кризиса для России осенью 2008 года нарушили идиллию этого повествования, обнаружив, насколько уязвима была страна в экономическом смысле. Из 20 стран «большой двадцатки» Россия пострадала больше всех, и это отрезвляющее событие привело к возобновлению попыток объединиться с Западом, чтобы продолжить модернизацию страны.
Российская верхушка власти также, наконец, признала, что баланс мировых экономических и политических сил, возможно, смещается не в их пользу. Когда ситуация немного успокоилась после событий осени 2008 года, Москва признала, что на лидирующие позиции выходит Китай. В течение многих лет главным источником опасности для России считались США, однако теперь Москву все больше беспокоило интенсивное развитие Китая, а также его растущее влияние в стране, особенно в Сибири, на Дальнем Востоке, в Центральной Азии, на Каспии и других территориях, которые Дмитрий Медведев обозначил как «зоны приоритетных интересов».
Президентские выборы в России не изменят существенно соотношение сил. Как показывает история, в установлении отношений между Россией и США гораздо более значительную роль играет политический курс США, чем политические процессы в России.
Российская оценка силы Америки и ее роли в мире изменилась не потому, что Медведев сменил Путина на посту президента. Она изменилась вследствие мирового экономического кризиса и политики Вашингтона.
Взгляды Владимира Путина, вопреки распространенному убеждению, по сути, не противоречат интересам США. В 2001-2002 годах он по-своему пытался восстановить российско-американские отношения, а его принципы внешней политики в то время соответствовали интересам США настолько же, насколько принципы Медведева соответствуют таковым сегодня.
Правда, с восстановлением экономики уверенность России в своих силах укрепилась, но важнейшим фактором возрастающего желания противопоставить себя Вашингтону стало разочарование Москвы в принципах политики администрации Джорджа Буша. Таким образом, Вашингтону не стоит опасаться той вероятности, что Путин - а я совсем не уверен, случится ли это - вновь займет президентский пост.
Россияне знают о нынешних финансовых проблемах в США и о насущных вопросах, заключающихся в том, способна ли политическая система США справиться с ними. Они также пристально наблюдают за тем, выполнит ли США свое политическое обязательство стабилизировать ситуацию в Афганистане.
Российская верхушка власти пока сомневается в долговечности влияния США в мире, но мы все видели, как США удавалось восстановиться после глобальных политических и экономических неудач в прошлом.
Если США удастся достичь успехов на этих фронтах и, что еще важнее, продолжить проводить прагматическую политику, которая будет отвечать некоторым из ключевых интересов России, то тенденция к сближению сохранится. Другими словами, мы становимся ключевой величиной в этом уравнении.
Эндрю К. Качинс возглавляет Российско-евразийскую программу в Центре стратегических международных исследований в Вашингтоне. Под его редакцией вышла книга «Россия после мирового экономического кризиса».