Columbia Spectator – студенческая газета Колумбийского университета, который я когда-то с гордостью называла своей alma mater. Именно в этой газете была недавно опубликована статья, которая заставила меня задаться вопросом о том, не выпускают ли наши ведущие университеты моральных слепцов.
Spectator пишет о том, как группа студентов, входящих в организацию под названием CIRCA , что расшифровывается как Совет и ассоциация Колумбийского университета по международным отношениям (Columbia International Relations Council and Association), была приглашена на частный ужин с Махмудом Ахмадинежадом, который должен прибыть в Нью-Йорк на заседание Генеральной ассамблеи ООН на следующей неделе. Когда представителя организации Тима Чаня (Tim Chan) спросили, не вызвало ли это приглашение споров в CIRCA, он очень удивился. «Все встретили приглашение с большим энтузиазмом – заявил он. – Они в восторге от того, что у них есть такая возможность».
Между тем Ахмадинежад воплощает собой все, что декларативно ненавидят университетские либералы. Перечислим по степени важности: (1) преследование гомосексуалистов (2) жестокое и оскорбительное обращение с женщинами (3) жестокое обращение с меньшинствами (4) стрельба по противникам режима на улицах (5) ограничение свободы слова (6) создание ядерного оружия (7) поддержка терроризма в мире. Тегеран оказывает материальную и моральную поддержку преступному режиму Башара Асада, который уже несколько месяцев тысячами убивает участников протестов в Сирии. К тому же от иранского режима разит антисемитизмом и на его руках кровь множества служивших в Ираке американских солдат. Впрочем, я не уверена в том, что последние два обстоятельства имеют для студентов Колумбийского университета большое значение.
Заметим также, что как раз в то время, когда студенты предвкушали встречу с чудовищем и изувером, иранское правительство отказалось выпустить на свободу американских туристов Шейна Бауэра (Shane Bauer) и Джошуа Фэттала (Joshua Fattal), недавно осужденных на закрытом процессе за шпионаж и приговоренных к восьми годам тюрьмы. И Бауэр, и Фэттал – выпускники Беркли и — судя по их причастности к идеям «устойчивого развития» и по их работе внештатными фотографами для левых изданий вроде Democracy Now! — сторонники либеральных взглядов. Даже если студенты из Совета по международным отношениям не чувствуют солидарности с ними как с соотечественниками-американцами, они могли бы хотя бы посочувствовать своим собратьям по либерально-интеллигентским кругам. Но, видимо, даже этого можно не ждать.
Безусловно, студенты - люди достаточно взрослые, чтобы самостоятельно отвечать за собственный моральный выбор, однако отмечу, что преподавательский состав и администрация подали им в 2007 году скверный пример, пригласив Ахмадинежада выступить в Колумбийском университете. Да, конечно, президент университета Ли Боллинджер (Lee Bollinger) постарался частично замять скандал, который вызвало это приглашение, назвав в лицо Ахмадинежада «жестоким диктатором». Однако оскорбление только заставило Боллинджера выглядеть негостеприимным хозяином и не смягчило тот ущерб, который случившееся нанесло репутации университета. По словам Боллинджера, университет пригласил Ахмадинежада, руководствуясь «прямодушным стремлением выяснить истину». Возможно, ему бы следовало сказать «простодушным». Что же касается истины, непонятно как может помочь ее выяснить предоставление трибуны в прославленном и престижном университете отрицателю Холокоста?
Существует огромная разница между тем, чтобы терпимо и с уважением относиться к расхождениям во взглядах внутри университета (заметим, кстати, что на консервативные идеи эта терпимость почему-то обычно не распространяется), и терпимо относиться к настоящему диктатору, у которых на руках невинная кровь. Режим Ахмадинежада приговаривал к смерти молодых гомосексуалистов. Двое из них были повешены на площади всего за 24 месяца до того, как Ахмадинежад приехал в Колумбийский университет. Вот что пишет Human Rights Watch о нынешней ситуации в стране:
«В итоге подавления Ираном антиправительственных протестов после президентских выборов 2009 года, кризисная ситуация с правами человека в стране только усугубилась. Human Rights Watch особенно беспокоят тотальное давление на активистов гражданского общества, включая юристов, студентов, журналистов и борцов за права женщин, а также резкое увеличение количества смертных приговоров. При этом правительство по-прежнему крайне несклонно сотрудничать с международными институтами, особенно со структурами ООН».
Но что же ограждает Ахмадинежада от абсолютного презрения, которое члены университетского сообщества обычно испытывают к людям с такими взглядами и с таким поведением, как у него. Невозможно представить себе, например, чтобы университет пригласил выступить перед студентами и преподавателями Дэвида Дюка – такого же отрицателя Холокоста и расиста, как Ахмадинежад. Столь же невозможно представить себе, что студентов приведет в восторг, если они получат приглашение на обед от преподобного Фреда Фелпса (Fred Phelps) из Баптистской церкви Уэстборо.
Как я подозреваю, проблема в том, что поза резкой враждебности к американскому обществу и американской культуре, в которую встал университет, заставляет его применять к врагам страны неуместную презумпцию невиновности. Именно ненависть Ахмадинежада к Америке вызывает интерес к нему в Колумбийском университете.