В прошедшее воскресенье, во время торжественных мероприятий в городе Любочин, у нас была возможность услышать из уст премьер-министра Польской республики, что к 2035 году Польша больше не будет зависимой от поставок газа своего «большого соседа». Это высказывание меня шокировало. Впрочем, не одного меня: мне довелось услышать его в компании с норвежским аналитиком, одним из лучших специалистов по России. Он тоже был потрясен.
Не стоит дразнить соседа
Ведь высказывание в таком тоне воспримут в Москве по меньшей мере как укол в сторону России. Заявление, что добыча газа в Польше должна быть направлена против России (а таково было дипломатическое значение этого высказывания) – это пример сотрясания саблей, которая еще не вышла из-под кузнечного молота, а дата ее производства назначена лишь на 2035 год. Польша должна добывать газ не против кого-то, а для себя и для продажи, чтобы разделить эти блага с другими.
Более того, в словах Дональда Туска звучали надежды (т.к. это все еще лишь надежды, а не реальность) на тесное сотрудничество с Норвегией и Канадой при добыче газа. У этих стран есть свои, даже большие, чем у Польши, проблемы в отношениях с Россией. Помещение колкого замечания в адрес нашего «большого соседа» в ту же речь, в котором выражается надежда на сотрудничество Канады и Норвегии с Польшей, будет очень плохо воспринято и в Осло, и в Оттаве, и наверняка не побудит эти столицы начать то сотрудничество, о котором говорил премьер Туск. Канада и Норвегия вряд ли захотят принимать участие в поддразнивании нашего «большого соседа» и встать на одну из сторон в польско-российских спорах.
Подобные высказывания не лучшим образом свидетельствуют об уровне польской дипломатии и демонстрируют, что ни премьер, ни его министр иностранных дел не понимают значения прозвучавших в Любочине слов.
Ляп премьера
Другой вопрос, можно ли верить в слова премьера, обещающего нам газовую безопасность. Ведь Польша, уже давно имеющая разведанные месторождения традиционного газа, уже много лет могла бы быть самодостаточной, если бы только она вела такую политику его добычи, как Германия или Дания, т.е. добывала в год около 15% своих подтвержденных запасов. Но дело обстоит иначе: сейчас Польша распоряжается своими газовыми месторождениями крайне бездарно. Я пишу об этом на страницах Rzeczpospolita уже не первый год.
Объемы добычи сланцевого газа в Польше в будущем могут быть огромны. Однако прежний опыт говорит о реальном риске того, что система управления этими месторождениями вовсе не даст нашей стране безопасности. Такого рода курьезы в мире бывают: например, в некоторых странах, добывающих нефть, существует дефицит бензина.
Я понимаю, что высказывание премьер-министра связано с идущей в Польше предвыборной кампанией. Но даже в ходе кампании глава правительства не должен выставлять Польшу на посмешище, одновременно оскорбляя при этом нашего «большого соседа» и отвращая от сотрудничества страны других потенциальных партнеров. Между тем Дональд Туск, пожалуй, побил рекорд количества политических ляпов на одну короткую речь, а его слова наверняка еще много лет будут цитироваться в курсах для обучающихся дипломатическому искусству.
Гжегож Пытель – эксперт Института им. Собеского по вопросам энергетики.