В рамках шага, направленного на усиление американских интересов в области безопасности, после длительных дискуссий о том, продавать ли Тайваню 66 новых истребителей F-16 C/D или модернизировать более старые модели, администрация Обамы уведомила на этой неделе Конгресс, что будут модернизированы существующие самолеты F-16 A/B.
Модернизация конечно внесет свой вклад в тайваньскую противовоздушную оборону, однако решение не продавать новую модель F-16 стало упущенной возможностью для Соединенных Штатов сразу по нескольким фронтам.
Рассматривая быструю милитаризацию Китая, его растущее региональное влияние и агрессивность, правильным выбором было бы продать Тайваню новые F-16. Как сказал официальный представитель администрации, возможность продажи боевых самолетов Тайваню еще не снята с повестки дня, как оно и должно быть. А вместе с Тайванем и другим союзникам, которые разделяют приверженность Америки сохранению свободы, нужно было бы дать ту же самую возможность приобретения самых современных оборонных технологий.
Тут есть несколько выгод. Экономически, иностранные военные продажи помогут замедлить устойчивое ослабление американской базы оборонной промышленности, которая в последние десятилетия потеряла значительные производственные возможности. Достаточное количество продаж, особенно во времена глубоких внутренних бюджетных сокращений и уменьшения оборонных расходов, может даже восстановить утраченные производственные мощности.
Стратегически, зарубежные продажи являются неотъемлемой частью решения задачи по усилению глобальной безопасности и предотвращению притязаний на американские сферы влияния. Шанс продать Тайваню истребители и иные технологии – свидетельство этого факта.
Что должно сделать эти решения сегодня проще, так это идущие внутри страны споры о сокращении дефицита и перспектива сокращения оборонных расходов примерно на 1 триллион долларов в ближайшее десятилетие. Со столь непомерным сокращением продажа определенного количества компонентов системы национальной безопасности американским союзникам станет еще более необходимой для сдерживания возникающих угроз и поддержания американского превосходства.
По оборонному бюджету был нанесен сильный удар, когда было заявлено, что на ближайшие десять лет запланированы сокращения расходов на более чем 400 миллиардов долларов. Но как будто бы этого недостаточно, суперкомитет, созданный для достижения соглашения о дефиците, задачей которого стало вынесение рекомендаций по поводу того, как сэкономить более 1 триллиона долларов бюджетных расходов, может за тот же период инициировать дополнительные оборонные сокращения еще на 500 миллиардов.
Защита американских сфер влияния будет становиться все более сложной в условиях обескровленного оборонного бюджета. Следующим логическим шагом к сохранению безопасности и сдерживанию таких стран как Китай или Иран должно стать гарантирование нашим союзникам права на получение военных технологий. Добрую часть которых могут предоставить США.
В случае с Тайванем предыдущие сообщения подчеркивали разногласия внутри администрации по вопросу о потенциальной продаже новых истребителей. Неудивительно, что основным предметом озабоченности предсказуемым образом стали опасения неблагоприятной реакции со стороны Китая и эскалация напряженности в его отношениях с соседним Тайванем.
Американо-тайваньские отношения – это жизнеспособный и плодотворный противовес быстрой милитаризации Китая и хрупкий и неубедительный баланс в Тайваньском проливе, чаша весов в котором медленно сдвигается в пользу Китая. Более современные, более продвинутые самолеты F-16 помогли бы Тайваню лучше себя защищать, стали бы рычагом для американских интересов и в процессе реализации соглашения обеспечили бы для американской оборонной промышленности еще один рынок, который помог бы поддержать производство на фоне жестких сокращений расходов.
Есть и другие возможности помимо Тайваня. Например, Госдепартамент ограничивает продажи вооруженных беспилотников Италии – союзнику, расположенному вблизи Ливии и других вызывающих озабоченность территорий. Польша, другой союзник, заинтересованный в приобретении технологий, обеспечивает близость к Восточной Европе и к России. Израиль, конечно же, критически важный союзник вблизи Ирана. Эти страны, как и многие другие, зависят от американской военной и экономической поддержки. Если они не смогут получить ресурсы, в которых нуждаются, от нас, они будут вынуждены искать их где-то еще.
Соединенные Штаты не должны воздерживаться от предоставления нашим союзникам необходимых и наиболее соответствующих, отвечающих требованиям вооружений и военных технологий. Уменьшение бюджета и рост угрозы не особо хорошо сочетаются, поэтому сейчас как никогда важно для США обеспечить, чтобы их союзники были более чем достаточно готовы защищать наши совместные интересы.
Республиканец от Калифорнии Данкан Хантер (Duncan D. Hunter) является членом комитета по вооруженным силам Палаты представителей Конгресса США и ветераном первой дивизии корпуса морской пехоты США, прошедшим Ирак и Афганистан.