Архангельск - Премьер-министр Владимир Путин в четверг сделал прогноз, что торговые маршруты в Арктике вдоль северного побережья России вскоре начнут составлять конкуренцию маршрутам через Суэцкий канал - как более быстрый путь, связывающий Европу с Азией.
Российские планы возродить морской путь советской эпохи по мере уменьшения концентрации полярных льдов до рекордно низкого уровня этим летом могут способствовать ускорению поставок энергоносителей в Китай и подстегнуть развитие бизнеса в области грузовых перевозок такими компаниями как, например, государственный «Совкомфлот».
Официальные лица на Арктическом форуме в Архангельске, городе на Белом море, заявили, что Россия должна разработать и создать инфраструктуру для защиты от разливов нефти, реконструировать порты и построить новые ледоколы для реализации путинской идеи круглогодично действующего маршрута.
«Самый короткий путь между крупнейшими рынками Европы и Азиатско-Тихоокеанским регионом лежит через Арктику. Этот маршрут почти на треть короче, чем традиционный южный путь», - сказал Путин участникам форума, в число которых входил и президент Исландии Олафур Гримссон (Olafur Grimsson).
Высокие цены на энергоносители, подогреваемые спросом со стороны Китая и других развивающихся экономик способствуют подогреванию интереса к Северному морскому пути, который на 4 тысячи морских миль короче южной альтернативы через Суэцкий канал.
«Я хочу подчеркнуть важность Северного морского пути как международной транспортной артерии, которая составит конкуренцию традиционным торговым путям в плане платы за обслуживание, безопасности и качества», - сказал Путин.
«Государства и частные компании, которые выберут арктические торговые пути, несомненно извлекут экономические преимущества».
Пока ученые по всему миру предсказывают, что потепление, связанное с изменением климата, может привести к появлению полностью свободных ото льда маршрутов в Арктике в летний период в течение ближайшего десятилетия, «Совкомфлот» и другие увеличивают количество тестовых грузовых рейсов через полярный регион несмотря на более высокие затраты.
Первопроходцы
В прошлом месяце Арктику удалось пересечь за рекордные восемь дней - танкеру STI Heritage, владельцем которого является компания Scorpio Tankers Inc., танкер шел из Соединенных Штатов в Таиланд.
В августе супертанкер «Совкомфлота» «Владимир Тихонов», имея на борту 120 тысяч тонн газового конденсата, стал крупнейшим судном подобного рода, прошедшим по этому непростому пути.
«У меня нет сомнений, что это только начало», - сказал Путин по поводу последних первопроходческих мероприятий.
Россия планирует продать на открытом рынке 25% в государственном судоходном гиганте компании «Совкомфлот», но отложила продажу из-за неспокойствия на финансовых рынках.
Российский «Новатэк», который заинтересован в этом кратчайшем расстоянии в качестве части амбициозного проекта по перевозке сжиженного природного газа с полуострова Ямал, считает, что использование этого маршрута урежет расходы на транспортировку на 10-15%.
Коммерческие интересы
Другим признаком растущего интереса к Севморпути стал тот факт, что «Росатомфлот», который отправляет один из своих десяти атомных ледоколов на прокладывание маршрута через льды толщиной до двух метров, получил в 2011 году 15 запросов на проводку судов по арктическому пути, по сравнению с четырьмя запросами в 2010.
Чтобы удовлетворить спрос, Россия, как сказал Путин, потратит 38 миллиардов рублей (1,2 миллиарда долларов) до 2014 года на увеличение своего флота атомных ледоколов, а до 2020 года планирует построить еще три таких судна.
«Есть интерес к транспортной составляющей Северного морского пути, и сейчас он переключается от экспериментального к коммерческому сектору», - заявил заместитель министра транспорта России Виктор Олерский.
Одной из главных прелестей арктического транспортного коридора является возможность избежать встречи с пиратами, действующими в водах близ Восточной Африки, заявил гостям форума замглавы «Совкомфлота» Евгений Амбросов.
Обеспокоенные танкерным трафиком в девственных водах Арктики, в довесок к планам по началу там бурения в поисках полезных ископаемых, экологи предупреждают, что там, в Арктике, будет значительно сложнее справляться с возможными утечками нефти, чем, например, в том же Мексиканском заливе после катастрофического разлива с платформы ВР Plс в 2010 году.
«Каждая компания, действия которой будут представлять собой риск для Арктики - от производства нефти до транспортного сектора - должна.. выделять определенное количество денег на каждый баррель в фонд, который будет гарантировать безопасное восстановление и будет способен обеспечивать принятие срочных мер в случае чего», - заявил Reuters Евгений Шварц из Всемирного фонда дикой природы (World Wildlife Fund - WWF).