Кремлеведение никогда не было точной наукой. В годы холодной войны группы аналитиков ЦРУ часами изучали план рассадки на первомайских трибунах, чтобы понять, кто идет на повышение, а кто, наоборот, уходит в тень, в то время как сегодня эксперты анализируют твиты Дмитрия Медведева и вздувшиеся на шее у Владимира Путина вены, чтобы найти в них какие-то намеки на будущую иерархию.
Но единственный критерий преемственности ни разу не подвел за последние 100 лет: дихотомия плешивости и волосатости.
В каждом случае, с тех пор как Владимир Ленин свергнул в 1917 году царя Николая II, Россия переходила от лысого или почти лысого лидера к руководителю с густым волосяным покровом, и этот принцип вновь был доказан, когда в субботу Путин объявил о решении вернуться в главное кресло Кремля.
Правило «лысого/волосатого» поразительно хорошо пережило семь десятилетий существования Советского Союза и первые два десятилетия посткоммунистической эпохи. Сначала Ленин (лысый) уступил место волосатой, напомаженной голове Сталина, за которым, в свою очередь, последовал лысый Хрущев. Затем пришел Брежнев, чья седеющая голова стала символом стагнации российской экономики, произошедшей в годы его правления.
Андропов, пришедший на смену Брежневу, строго говоря не был лыс, но его начавшегося облысения было достаточно, чтобы не нарушать работающий принцип. Затем был Черненко (волосы), Горбачев (лысина), Ельцин (волосы), а следом Путин, чьей аэродинамической голове неоспоримо не хватает волос. Затем Путин выбрал Медведева, своего тщательного причесанного дублера, в качестве временного подставного лица.
Возвращение Путина во власть вряд ли будет коротким – он может задержаться на два шестилетних президентских срока – так что следующий раз, когда этот принцип, скорее всего, будет протестирован, случится в 2024 году. Ищите потенциальных преемников среди самых волосатых из восходящих звезд Кремля.