Есть ряд ободряющих признаков того, что Иран, возможно, готов к компромиссу по своей ядерной программе. Но готова ли слушать администрация Обамы?
Нелегко судить о чем-либо в том, что касается Тегерана, особенно когда речь заходит о противоречивой ядерной программе Ирана. Но за последние несколько недель Иран направляет постоянный поток сигналов о том, что он готов к переговорам, и иранская сторона выложила на стол переговоров ряд вполне конкретных предложений.
Можно спорить о каждом из них, и как всегда бывает, когда дело касается иранской воинственности и раздробленной внутренней политики, они оказываются обескураживающими даже для наиболее оптимистичных из дипломатически мыслящих аналитиков и действующих лиц.
Тем не менее, кажется, происходит нечто важное. И, по крайней мере, на данный момент, Соединенные Штаты пока не ответили на иранские намеки ничем, за исключением собственной напыщенной риторики.
В начале сентября вице-президент Ирана Ферейдун Аббаси (Fereydoun Abbasi) провозгласил, что Иран разрешит Международному агентству по атомной энергии (МАГАТЭ) «полное наблюдение» за иранской ядерной программой, если санкции, введенные ООН и мировыми державами, будут сняты. «Мы предложили, чтобы агентство держало иранскую ядерную программу под полным наблюдением, как и деятельность страны в этой области, в течение пяти лет, при условии, что санкции против Ирана будут сняты», - сказал он. Примерно в то же время Сейед Джалили (Saeed Jalili), главный ядерный переговорщик Ирана, как сообщало агентство Associated Press, написал письмо шести мировым державам, участвующим в переговорах с Ираном, в котором предлагалось возобновить переговоры по ядерному вопросу без предварительных условий. Заявив о том, что «Иран готов… к сотрудничеству в области нераспространения ядерного оружия и мирной атомной энергетики».
Вскоре после этого Иран подтвердил свою поддержку спонсируемых Россией усилий по возобновлению переговоров. С прошлой весны Россия пытается возобновить переговоры в формате, который Москва называет пошаговым процессом, в рамках которого каждая сторона обеспечивает меры по восстановлению доверия, включая снятие некоторых санкций ООН. В середине сентября в ответ на российский план Джалили провозгласил: «Наши друзья в России сделали предложение, которое могло бы послужить основой для начала переговоров о региональном и международном сотрудничестве, особенно в области мирной ядерной энергии». Российский министр иностранных дел Сергей Лавров предположил, что если Иран заморозит производство центрифуг, Россия воздержится от поддержки новых санкций.
И наконец, в серии интервью американским газетам президент Махмуд Ахмадинежад заявил, что Иран готов приостановить производство обогащенного до уровня в 20% урана, если Соединенные Штаты согласятся продать Ирану топливные элементы для производства медицинских изотопов для устаревшей программы исследования реакций Тегерана (Tehran Research Reaction - TRR). «Если вы дадите нам уран, обогащенный до уровня в 20% сейчас, мы прекратим производство», - сказал он.
Некоторые из этих мер, конечно, не являются большими жертвами со стороны Ирана. На данный момент, хотя Иран и обладает 70 килограммами урана, обогащенного до 20%, и еще 4 500 килограммами, обогащенными до 3,5%, стандартного уровня для производства ядерного топлива, у него, возможно, пока нет возможности превратить этот уран в топливные элементы, необходимые для TRR. Вдобавок, из-за международных санкций и других проблем технологического характера, Иран сталкивается с растущими трудностями в производстве мягко функционирующих новых центрифуг, и ему может не хватать некоторых критически важных для этого материалов.
Вдобавок, в отношении иранского предложения позволить МАГАТЭ заниматься «полным наблюдением» за его программой, иранские официальные лица не прояснили, что именно это означает. Означает ли это, что МАГАТЭ может проводить неограниченные инспекционные проверки всех иранских ядерных объектов в любое время? Означает ли это, что инспекторы ООН могут интервьюировать иранских ядерных ученых? Означает ли это, что Иран будет полностью выполнять так называемые «дополнительные протоколы», которые являются частью Договора о нераспространении, который подписал Иран?
Предположительно, поиск ответов на эти вопросы и изучение того, готов ли Иран сесть и конкретно поговорить о разрешении ядерного противостояния, является предметом для переговоров. Но администрация Обамы не дала положительного ответа на иранские намеки, посчитав их просто риторическими цветистыми фразами и частью «наступления очарованием» со стороны Ирана перед началом сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Действительно, на последней сессии МАГАТЭ американский министр энергетики Стивен Чу, обвинив Иран в «провокационном поведении», разразился потоком своей собственной резкой и саркастической риторики в отношении иранской ядерной программы. «Иран, - сказал он, - продолжает следовать давнему образцу отрицания, хитрости и уклончивости, в нарушение своих обязательств в области нераспространения».
У Ирана, конечно, присутствует своя собственная обеспокоенность относительно провокационного поведения. В последние годы некоторые из его ведущих ученых, работающих в ядерной области, были убиты или ранены в терактах внутри Ирана, причем эти действия имели признаки того, что к ним имеют отношение западные или израильские разведслужбы. Вдобавок ко всему, опасный компьютерный вирус Stuxnet – по некоторым данным, совместная работа США и Израиля – привел к нарушению работы некоторых иранских ядерных центрифуг. Только на прошлой неделе широко освещалось, как Соединенные Штаты согласились предоставить Израилю чрезвычайно мощные пробивающие бункеры авиабомбы, которые, предположительно, могли бы быть использованы против иранских укрепленных ядерных объектов. И, перекликаясь с высказываниями американских официальных лиц, включая Обамы, эти военные меря являются возможным ответом на иранскую ядерную программу. Президент Франции Саркози угрожающе предупредил, что иранские военные, ядерные и баллистические амбиции представляют собой растущую угрозу и могут привести к превентивному удару по иранским объектам».
Иран, который не предоставил полного объяснения своей ядерной программы, может всерьез говорить о переговорах, или не всерьез. Возможно, говорят аналитики в Вашингтоне, что Иран только стремится заполучить военные ядерные возможности как можно скорее, или подойти максимально близко (буквально, на один поворот отверткой) к получению таких возможностей, и вся его риторика о переговорах – это лишь останавливающая тактика. Но даже лучше всего информированные аналитики говорят, что невозможно прочесть иранские намерения, и есть большие вопросы относительно того, насколько быстро Иран продвигается по пути к получению военных ядерных возможностей, если они являются именно тем, чего он добивается. Тем не менее, чтобы понять это, лучше разговаривать, чем не разговаривать, а по состоянию на данный момент администрация Обамы не особо старается выйти из дипломатического тупика.
Конечно, время есть. Хотя есть серьезное ощущение того, что у Ирана достаточно обогащенного урана для одной или двух бомб, ни одна унция из этого урана не обогащена до такой степени, которая сгодилась бы для производства оружия – а если бы он это сделал, то это произошло бы на глазах МАГАТЭ, инспекторы которого пристально мониторят иранскую ядерную программу, или же Ирану пришлось бы исключить МАГАТЭ и выйти из договора о нераспространении. И самое важное, никто не может сказать со всей определенностью, что у Ирана есть ноу-хау, необходимое для превращения даже высокообогащенного урана (до более чем 90%) в бомбу. Также не кажется, что у Ирана есть возможность сделать ракету или другое средство доставки для такого оружия, или возможность превратить должное быть громоздким оружие в боеголовку. И конечно, нет никаких причин верить, что иранские расчетливые лидеры – самоубийцы, готовые рискнуть тем, что применение подобного оружия повлечет за собой катастрофический ответ со стороны Израиля, который, как говорят, обладает более чем двумястами бомбами, или со стороны Соединенных Штатов.
Но даже если время есть, часы продолжают тикать. В двух ли годах находится Иран от создания ядерной бомбы, что возможно по мнению некоторых аналитиков, или в пяти годах, нет причин для того, чтобы не возобновить переговоры незамедлительно. Для Обамы, стремящегося к переизбранию в 2012 году, стремящегося одолеть республиканского кандидата, который, весьма вероятно, будет использовать в своей кампании вопрос любых уступок Ирану со стороны США, возможно, встанет вопрос о том, чтобы заплатить политическую цену. Но голосование будущего года в Соединенных Штатах будет практически полностью вращаться вокруг вопросов экономического спада, безработицы и правительственного долга и дефицита бюджета, что означает, что Обама, на самом деле, будет сравнительно свободен в том, что касается внешней политики. Будем надеяться, что он извлечет из этого преимущества.