Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Роль Латинской Америки на Ближнем Востоке

Странам БРИК следует изменить свою внешнюю политику, если они хотят играть более весомую роль в международных делах

© коллаж ИноСМИДемократия и свобода в Латинской Америке находятся под угрозой
Демократия и свобода в Латинской Америке находятся под угрозой
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Латинская Америка, с одной стороны, и группа БРИКС, с другой, смогут добиться такого уровня участия в международных делах, к которому они стремятся, лишь приняв на себя обязательства, являющиеся неотъемлемой частью этого участия.

Когда ООН голосовала за то, что вошло в историю под названием раздела Палестины, в результате которого 64 года назад было создано государство Израиль, принятое впоследствии в качестве полноправного члена в молодую организацию, несколько латиноамериканских стран – Бразилия, Сальвадор, Аргентина, Колумбия, Чили и Гондурас- воздержались или, как, например, Куба, проголосовали против. Мексика воздержалась по вопросу раздела Палестины, но проголосовала за прием Израиля в ООН несколько месяцев спустя, а впоследствии признала еврейское государство. Таким образом, мексиканское правительство фактически заявило о своем нежелании участвовать в запутанной ближневосточной интриге.

В настоящее время, желая стать полноправным членом ООН, Палестинская национальная администрация (ПНА) обратилась в Совет Безопасности с просьбой рекомендовать Генеральной Ассамблее ее прием. Это может произойти, а может и не произойти. Простое изменение нынешнего статуса ПНА на аналогичный статусу Ватикана позволит ПНА участвовать в работе ряда органов ООН, включая Международный уголовный суд. Для этого необходимы две трети голосов участников Генассамблеи.

Но главное в этом деле – не чисто юридическая или бюрократическая сторона вопроса. Вынудить США использовать свое право вето в Совете Безопасности или получить более 150 голосов из 193, представленных государствами-членами на Ассамблее, будет сильным ударом по Тель-Авиву и Вашингтону.

Таким образом, всякий голос играет свою роль, а голоса представителей латиноамериканских стран особенно важны. Два члена Совбеза от Латинской Америки уже сообщили о том, как намерены голосовать: Бразилия выскажется за принятие ПНА, а Колумбия воздержится. Большинство латиноамериканских стран, вероятно, проголосуют за какое-либо повышение статуса ПНА, хотя Чили и Мексика еще не определили своей позиции.

Еврейская диаспора в США и, в меньшей степени, администрация Барака Обамы пытались убедить эти страны в том, что от изоляции Израиля (а в данном случае - и Вашингтона) никакой пользы в этом вопросе не будет. Даже если Палестина будет признана полноправным государством, особых сдвигов ждать не стоит, если Израиль и США с этим не согласятся, а вот Мексика и Чили могут многое потерять, если не поддержат своего влиятельного союзника в важных для него вопросах.

Вывод из всего вышесказанного заключается в том, что континент не высказал своего единого мнения по этим животрепещущим вопросам. Он также не выступил единым фронтом более полувека назад, в 1947 году, когда Латинская Америка, возможно, обладала в мировой экономике не столь большим удельным весом, но имела гораздо большее влияние в ООН, поскольку почти половина членов ООН, голосовавших по двум вышеупомянутым решениям, были представителями этого континента.

Ни тогда, ни сейчас большинство этих стран не заняло принципиальной позиции: будь то за или против Израиля, за или против палестинцев. Они скорее исходили из соображений сиюминутной выгоды, поскольку и тогда и сейчас зависят от удельного веса и крикливости еврейской или арабской общины в каждой стране, а также от давления Вашингтона, стран социалистического лагеря или нового образования ALBA, в которое входят Куба, Венесуэла, Никарагуа, Боливия и Парагвай.

Это отсутствие убежденности у латиноамериканцев в столь острых вопросах –за исключением стран, входящих в группу ALBA, которые придерживаются ошибочных убеждений, но обладают положительным свойством верить в них почти фанатично- исключило наш континент из участия в принятии решений по другим важным вопросам, как, например, недавний кризис в Ливии и нынешний в Сирии.

Что касается резолюции ООН по введению зоны, закрытой для полетов авиации и защиты гражданского населения Ливии, то Бразилия (вместе с другими членами группы БРИКС, а также Индией, стремящейся обрести статус мировой державы) воздержалась от голосования, равно как Россия и Китай. Южно-Африканская Республика сказала «да», скрипя зубами, в результате давления Барака Обамы. А сейчас, когда Европа и США пытаются продавить санкции ООН против режима Башар Аль-Асада в Сирии, страны БРИКС совершили еще большую ошибку. Во-первых, они отправили делегацию из представителей трех стран (Бразилии, Индии и Южно-Африканской Республики) в Дамаск, что вызывает в сознании печальные воспоминания о пути Св. Апостола Павла, чтобы «убедить» Аль-Асада прекратить убивать своих граждан. Стоит ли говорить о том, что потомственный диктатор не дал им следующего ответа: «да, действительно, я убил несколько тысяч тут и там, но теперь, поскольку мне указали на это мои друзья, я постараюсь действовать аккуратнее». И продолжил делать то же самое.

Затем они выпустили заявление, в котором утверждали, что Сирия – это не Ливия и они не допустят еще одной интервенции Запада с целью смены режима в очередной арабской стране под предлогом ответственности за защиту гражданского населения и гуманитарных соображений лишь потому, что народ высказывает недовольство местным диктатором.


Кен Рот (Ken Roth), исполнительный директор правозащитной организации Human Rights Watch, сказал в этой связи следующее: «Они делают еще хуже сирийскому народу, поскольку недовольны тем, что НАТО взяло в свои руки инициативу защиты гражданского населения Ливии и превратило ее в мандат на смену режима. Правильным было это решение или нет, но вводить из-за этого санкции в отношении всего сирийского народа является очень большой ошибкой. Не такого рода лидерства народы ждут от тех стран, которые в будущем, возможно, станут постоянными членами Совбеза ООН».

Самые крупные государства Латинской Америки, вместе с остальными членами группы БРИКС, стремятся играть более заметную роль в международных делах, но это не тот путь, который приведет их к данной цели.

Призывы к невмешательству и заявления о главенстве национального суверенитета надо всем остальным были очень хороши для этих самых стран в другое время. Они хороши для других  стран даже в нынешнюю эпоху, но совершенно несовместимы с обретением некоторыми из них статуса мировых держав в дипломатической сфере.

Китай и Индия уже являются мировыми экономическими державами. Это неоспоримый факт. Однако механически переводить это в позиции силы или авторитета в международной политике – нечто совсем иное. Для этого нужно уметь брать на себя ответственность в критические моменты, как например во время столкновений в Ливии и Сирии, создания Палестинского государства, при решении таких судьбоносных вопросов как обогащение ядерного топлива в Иране и нарушение прав человека в многочисленных странах. Вышесказанное отнюдь не предполагает следования политическому курсу западных стран, но также не приемлет следования прежним взглядам.

Латинская Америка, с одной стороны, и группа БРИКС, с другой, смогут добиться такого уровня участия в международных делах, к которому они стремятся, лишь приняв на себя обязательства, являющиеся неотъемлемой частью этого участия. Есть кое-какие обнадеживающие признаки, но это всего лишь признаки. Необходимо добиться гораздо большего.

Хорхе Кастаньеда - бывший министр иностранных дел Мексики, в настоящее время профессор Нью-йоркского университета и Национального автономного университета города Мехико.