После того, как в марте во Флориде пастор Терри Джонс (Terry Jones) сжег Коран, в Афганистане начались беспорядки, в которых погибли не меньше 30 человек.
После того, как в декабре в Москве болельщик «Спартака» Егор Свиридов был убит в драке с уроженцами Северного Кавказа, больше 30 человек получили ранения в результате беспорядков, начавшихся под стенами Кремля.
В обоих случаях многие обвиняли СМИ в том, что они нагнетали напряженность, уделяя слишком много внимания безответственным действиям отдельных радикалов.
В знак того, что межэтнические и межрелигиозные разногласия стали областью, объединяющей Россию и Соединенные Штаты, эксперты из обеих стран обсуждали эти вопросы на двухдневной конференции, проходившей в понедельник и вторник. Это мероприятие стало следствием «перезагрузки» в российско-американских отношениях.
Хотя может показаться, что положение со СМИ в этих двух странах абсолютно разное, многие проблемы, поднимавшиеся американскими и российскими участниками в ходе круглого стола по журналистской этике, проходившего во вторник в Российском государственном гуманитарном университете, были очень похожими.
«Кабельные телеканалы чрезмерно активно освещали эту новость», - заявила Джойс Барнатан (Joyce Barnathan), президент Международного центра для журналистов (International Center for Journalists), говоря о последствиях сожжения Корана для американских СМИ.
«Интернет переполнился ругательствами в адрес мигрантов», - заявил Павел Гусев, главный редактор газеты «Московский комсомолец» и председатель комиссии Общественной палаты по средствам массовой информации, говоря о волнениях на Манежной площади.
Студентка факультета журналистики, представившаяся как Алиса, предположила, что освещение в СМИ событий на Манежной площади усугубляло межэтническую напряженность, фокусируясь на национальности.
«Это рассматривалось как история убийства этнического русского этническим кавказцем, а не как история убийства футбольного болельщика», - заявила она.
СМИ стоят перед дилеммой. Им нужно понять, как удовлетворять законный общественный спрос на информацию о подобных происшествиях, не подливая при этом масло в огонь. Американские участники конференции сошлись на том, что для этого журналистика должна быть объяснительной и просветительной.
«При плохой речи надо больше говорить, а не запрещать плохую речь», - подчеркнул Эрик Ньютон (Eric Newton), главный редактор калифорнийской Oakland Tribune и советник президента фонда Knight Foundation, специализирующегося на проблемах журналистики.
Разумеется, многие из тех проблем, с которыми сталкиваются российские журналисты, вряд ли когда-нибудь будут беспокоить журналистов в Соединенных Штатах.
Валерий Выжутович, обозреватель «Российской газеты» - официального печатного органа правительства,- пожаловался на то, что российские власти зачастую настаивают на неэтичных условиях. «Доступ к информации дается в обмен на лояльность», - заявил он.
По словам Гусева, влияние правительства на средства массовой информации, скорее всего, останется сильным, так как нуждающиеся в средствах СМИ обращаются к государству за помощью. Он отметил, что в период с 2011 по 2013 год правительство собирается потратить 174 миллиарда рублей на поддержку национальных СМИ, включая государственные телеканалы и государственные информационные агентства.
«Правильно брать эти деньги или нет?» - спросил он.
Гусев также добавил, что в России доверие к журналистам упало в конце 1990-х годов, когда олигархи скупали СМИ, чтобы «вести масштабную атаку на население».
Двухдневная конференция была организована Российско-американской рабочей группой по гражданскому обществу, созданной в 2009 году в рамках «перезагрузки». Подгруппа по СМИ нацелена на создание контактов между СМИ и будет работать над программой обмена для молодых журналистов, заявила в Москве в понедельник и. о. заместителя госсекретаря США Энн Сток (Ann Stock).