Бывают счастливые страны. В таких странах перед выборами никто не испытывает волнения. Там власть заботится о нервах своих избирателей. А ведь и там все бывало по-другому. Полтора десятка лет назад в России прошли выборы, на которых оглушительный и неожиданный успех одержала партия Жириновского.
Комментируя те выборы из телевизионной студии, литературный критик и эссеист Юрий Карякин сказал: «Россия, ты одурела!»
Ужас и отчаяние Карякина можно были совершенно понятны. Жириновский шел на выборы под лозунгами «Россия для русских», «Отчизне под руководством преступных кланов угрожают чужаки», «Властные элиты разъедает американская и израильская разведка», «России нужна сильная рука, которая вернет порядок и разгонит воров» - только тогда Россия, утратившая суверенность, встанет с колен.
Жириновский в итоге не пришел к власти, но его идеи и риторика постепенно проникали во властные круги. Шаг за шагом начался демонтаж демократии. Это продолжалось больше десятилетия. Был разогнан парламент, развязана чеченская война, нанесен удар по свободному предпринимательству: некоторые бизнесмены были вынуждены эмигрировать, Михаил Ходорковский оказался на долгие годы в тюрьме. Были ликвидированы независимые телеканалы, уничтожено независимое правосудие, сдвинута на обочину демократическая оппозиция. Парламентская политика была заменена операциями спецслужб. Такая система была названа «суверенной демократией». Это означало, что президент России может суверенно сажать в тюрьму своих оппонентов, и никакой Брюссель не может ему в этом помешать.
Это продолжалось долго. Определенные надежды пробуждало президентство Дмитрия Медведева, но и они были развеяны его же собственным недавним заявлением о том, что президентом вновь будет Путин.
Почему Путин решился на выставляющее Россию в смешном свете возвращение в президентское кресло? Неужели его напугала картина, когда после египетской революции Мубарак оказался на скамье подсудимых?
От моих московских знакомых я слышал, что у России уже нет иного пути, кроме как революция по образу Туниса, Египта или Ливии. Я надеюсь, что они ошибаются. Нужно сделать все возможное, чтобы Россия нашла иной путь. Шанс России – это гражданское общество, а не гражданская война. Президентство Медведева пробудило надежды у многих молодых людей. Они поверили, что будущее России зависит от них, а не от тех людей, что учились политике в спецслужбах. Я верю, что эта, отчаявшаяся и разгневанная сегодня молодежь не позволит, чтобы Россия стала копией Белоруссии Александра Лукашенко. И в России вновь появятся предвыборные эмоции.
Как это происходит в Польше.