Надежды Обамы на то, что Россия изменится при Медведеве, не оправдались.
Когда их заставляют назвать внешнеполитические успехи, которых удалось достичь при президенте Обаме, чиновники администрации рутинным образом, как принято, повторяют слова о президенсткой «перезагрузке» отношений с Россией как об одном из самых важных из этих успехов. Но после объявления, сделанного российским премьер-министром Владимиром Путиным 24 сентября, о том, что он будет в следующем году участвовать в выборах президента России, это может вскоре измениться.
Объявление Путина не должно было стать ни для кого шоком. Скептически настроенные по отношению к Обаме и к усилиям его администрации по «перезагрузке» отношений люди предвидели это еще в марте 2009 года, когда о ней было с такой помпой объявлено.
Российская Конституция не позволяла Путину идти на третий срок подряд в 2008 году. Когда нынешний президент России (и протеже Путина) Дмитрий Медведев пришел на этот пост, он во многом считался просто держателем места, временно его замещающим. Участники тандема открыто подтвердили эти подозрения, когда Путин объявил о своем планируемом участии в президентских выборах на огромном съезде «Единой России» 24 сентября. «Я хочу сказать прямо, - сказал Путин, - соглашение относительно того, что делать в будущем, было достигнуто между нами несколько лет назад». Медведев добавил: «Это глубоко продуманное решение… Мы действительно обсуждали возможность такого хода развития событий в то время, когда образовывали наш дружественный союз (в 2007 году)».
По всей вероятности, Путину, бывшему агенту КГБ, который вырос до ведущего лица в российской политике, будет легко вернуть себе высший пост в стране. Путинская партия «Единая Россия» агрессивно противодействует возникновению в государстве любой жизнеспособной оппозиции. Действительно, нынешняя правящая элита России имеет мало отношения к базовым демократическим принципам, включая беспристрастное верховенство закона, свободные и справедливые выборы, независимую судебную систему и открытые средства массовой информации. Как отмечается в одном из анализов Pew Research Center, «Путин доказал, что он мастер то, что его самые жесткие критики называют репрессивным методом в старом советском стиле с внешними атрибутами и техническими приемами популизма XXI века».
Возвращение Путина должно послужить сигналом к пробуждению для президента Обамы и его советников. Политика «перезагрузки» серьезно заблуждается не только относительно того, почему российско-американские отношения охладели в первую очередь, но и в отношении того, что действительно требуется для их улучшения. Проблема была не в американской риторике и не в действиях США, а в природе российского режима. Американо-российские отношения не получат твердой основы до тех пор, пока Москва не поменяет свой стратегический взгляд, а русский народ не станет по-настоящему свободным в выборе своих собственных лидеров.
Вместо того, чтобы холить Кремль и нянчиться с ним, администрация Обамы должна была бы стремиться к стратегической цели помочь России двигаться вперед к превращению в по-настоящему представительную демократию. К сожалению, концентрация администрации Белого дома на спорных попытках добиться российского согласия по конкретным вопросам - таким, как Новый договор о Стратегических наступательных вооружениях (СНВ-3), ограниченное сотрудничество по Ирану, и Северная распределительная сеть (Northern Distribution Network) в Афганистане - не дала чиновникам администрации возможности говорить откровенно и постоянно о настоящей природе российского режима.
Вместо этого чиновники администрации попытались заявить, что вооруженный «айпэдом» и пишущий в Твиттере президент Медведев представляет более умеренное лицо новой России, и что приоритеты администрации в отношении России направлены на поддержку Медведева в противовес Путину. В ноябре 2010 года вице-президент Байден подчеркнул ход мыслей администрации, заявив журналистам: «Я уверен, что тут есть элемент игры». Байден добавил: «Медведев поставил все на это понятие перезагрузки. Кто знает, что сделает Путин? Мое предположение - в том, что он на это не пойдет (то есть не сохранит приверженность перезагрузке), но возможно все».
Вложения администрации в Медведева продолжались даже в условиях, когда оппозиционные партии постоянно подвергались нападкам, и им не давали участвовать в выборах, мирных демонстрантов бросали в тюрьмы, журналистов избивали и убивали, а рутинные правовые нормы неоднократно нарушались при медведевском руководстве. Российская риторика и угрожающие действия по отношению к ее соседям также не особо изменились при Медведеве, а американская «перезагрузка» оказала нежелательный эффект в том плане, что она дала понять американским союзникам в регионе, что Вашингтон слишком уж готов игнорировать их интересы в преследовании своей цели сотрудничества с Москвой.
Двигаясь вперед, администрация Обамы должна признать, что практически нет таких областей, где подлинное российско-американское сотрудничество одновременно и возможно, и взаимовыгодно. Борьба с распространением ядерного оружия вполне может выглядеть как подобная сфера, но опыт показал, что у России практически нет желания серьезно иметь дело с нарушителями, такими как Иран или Северная Корея. Действительно, Россия неоднократно давала отпор или сглаживала попытки Обамы поднять вопрос о ненадлежащем поведении в ядерной области Ирана, Сирии и Северной Кореи в Совете Безопасности ООН.
Россия также блокировала американские и европейские усилия по осуждению жестоких действий властей в Сирии в лице режима Башара Асада и умышленно затягивала дело, когда Совбез обсуждал ход развития событий в Ливии ранее в этом году.
Соединенные Штаты по-прежнему будут нуждаться в российском разрешении на пролеты над ее территорией для снабжения сил НАТО в Афганистане через Северную распределительную сеть (Northern Distribution Network) - и даже больше, чем раньше, учитывая, что связи США с Пакистаном становятся все более напряженными - но только это не может быть причиной для приукрашивания российских действий и событий. Администрация Обамы должна заместо этого использовать представившуюся возможность для продвижения центрированного на демократии подхода к Москве.
Соединенные Штаты должны четко дать понять, что российский авторитаризм неприемлем. Каждое избиение или убийство журналиста, каждый массовый арест на демонстрации оппозиции, каждые сфабрикованные выборы, и каждое жестокое/разбойное публичное заявление, сделанное членом правящего режима, должны быть прямо, откровенно и неоднократно осуждено американскими властями на самом высоком уровне.
Последние законодательные санкции, продвигаемые сенатором Беном Кардином (Ben Cardin, демократ от Мэриленда) в ответ на убийство российского налогового юриста Сергея Магнитского - ценный и выдающийся пример такого подхода. В дополнение Соединенные Штаты должны использовать заинтересованность России в присоединении ко Всемирной торговой организации (ВТО) для выведения вопросов, связанных с поводами для озабоченности в области прав человека, на новую высоту обсуждения.
Администрация также должна больше делать для того, чтобы помогать нашему союзнику Грузии, в том числе и посредством продаж оружия, которых не было со времен российского вторжения 2008 года.
С возвращением Владимира Путина американо-российские отношения вступают в еще более бурные и неспокойные времена. К сожалению, Белый дом выглядит так, будто бы забыл или не обращает внимания на эту реальность. В ответ на объявление Путина озабоченность Байдена, проявленная еще в ноябре 2010 года, была просто отброшена, когда представитель Белого дома Томми Вьетор (Tommy Vietor) провозгласил: «Хотя у нас были очень сильные рабочие отношения с президентом Медведевым, стоит отметить, что Владимир Путин был премьер-министром во время перезагрузки… Мы продолжим наращивать прогресс перезагрузки вне зависимости от того, кто будет работать следующим президентом России».
Будет стыдно, если вместо того, чтобы использовать эту возможность для отстаивания интересов Соединенных Штатов, их союзников и демократических норм, администрация Обамы продолжит идти ва-банк и играть по-крупному в эту «перезагрузку» в попытке снискать расположение путинского режима.
Время признать очевидное. «Перезагрузка» провалилась.
Джейми Флай (Jamie M. Fly) - исполнительный директор, а Роберт Зарат (Robert Zarate) - директор по политике в организации «Внешнеполитическая инициатива» (Foreign Policy Initiative).