После того, как Генеральный прокурор США Эрик Холдер объявил, что правительство США предотвратило спонсировавшийся Ираном заговор с целью убить посла Саудовской Аравии в США в вашингтонском ресторане, мы попросили одного из авторов Foreign Policy Саймона Хендерсона высказать свое мнение о возможных последствиях этой удивительной эскалации «замороженного» конфликта. Вот, что он сказал:
Саймон Хендерсон
Вашингтонский институт ближневосточной политики (Washington Institute for Near East Policy)
Выдающиеся подробности заявленного иранского заговора с целью убийства Аделя аль-Джубейра (Adel al-Jubeira), посла Саудовской Аравии в США, раскрытые сегодня Генеральным прокурором Эриком Холдером, вызывают всевозможные вопросы. Зачем Ирану проводить подобное убийство здесь, в Соединенных Штатах, где «отпечатки пальцев» на подобном заговоре повлияли бы – и на самом деле повлияют – на политику США в отношении Ирана?
Если, как говорится в ныне раскрытом официальном обвинении, в результате убийства были бы убиты и ранены «сто, сто пятьдесят» человек, включая «сенаторов», Белый дом оказался бы под огромным политическим давлением отдать приказ о карательном военном ударе по Ирану. Представитель иранских властей ответил на заявление Холдера, отвергнув обвинения, как «возмутительное шоу», но будет ли Исламская республика продолжать вести свою по-новому агрессивную политику?
И какой будет реакция Саудовской Аравии – где Министерство внутренних дел принца Найефа предупредило на прошлой неделе бунтующих шиитов не действовать «по наущению иностранной страны» (условное обозначение Ирана) и пообещало, что Саудовская Аравия «ударит железным кулаком» по недовольным гражданам, чтобы защитить «безопасность и стабильность» королевства? Сообщения об иранском заговоре, возможно, уже сблизили Соединенные Штаты и Саудовскую Аравию: 1 октября король Абдулла и посол Джубейр встретились с советником по национальной безопасности Томом Донилоном (Tom Donilon), чтобы обсудить «ряд вопросов, представляющих взаимный интерес» - теперь мы знаем, каким был, как минимум, один их этих вопросов.
Можно было бы шутливо указать на то, что выбор Джубейра в качестве мишени оказался бы проблематичным, так как он, кажется, часто проводит время вне Вашингтона. На самом деле, он проводит очень много времени в Саудовской Аравии, где является любимым переводчиком с английского для короля Абдуллы.
И напоследок вопрос, который будет интриговать вашингтонское общество и политиков: что это был за ресторан, где должен был быть нанесен «удар» по Джубейру и где тот обедает «по два раза в неделю», как гласит в обвинении. Я ставлю на «Кафе Милано» (Café Milano) в районе Джорджтаун. Известно, что это одно из любимых мест аль-Джубейра – хотя пармская ветчина и вино Pinot Grigio и неочевидный выбор для саудовского дипломата.