Назначенные на среду слушания сенатского Комитета по международным отношениям, на которых будет рассматриваться назначение Майкла Макфола на должность следующего посла США в России, указывают на один из трех шагов, которые этой осенью должен предпринять в связи с Россией и американско-российскими отношениями Конгресс США.
Сенат должен утвердить кандидатуру Макфола, бывшего главным советником президента Обамы по России в Совете по национальной безопасности. Во-вторых, и Палата представителей, и Сенат должны отменить поправку Джексона-Вэника времен холодной войны, а, в-третьих, они должны заменить ее идущим в ногу со временем законопроектом, который наложит санкции на российских чиновников, ответственных за грубые нарушения прав человека. Эти шаги усилят положение Макфола, направляющегося в Москву.
Хотя политика «перезагрузки» администрации Обамы вызывает у нас серьезную обеспокоенность – мы считаем, что администрация перехвалила свои успехи, игнорировала соседей России и слишком мало сделала по поводу ситуации с правами человека – нельзя не признать, что Макфол - это уважаемый эксперт по России, решительный сторонник продвижения демократии (недавно он опубликовал посвященную этой теме книгу) и заслуживает поддержки Сената.
Он регулярно встречается с представителями и активистами из соседних с Россией государств, хотя официально эти страны относятся к другой дирекции Совета по национальной безопасности. Он также встречается с российскими оппозиционерами и активистами гражданского общества в Вашингтоне и при каждой поездке в Россию. Если его кандидатура будет одобрена, мы уверены, что ухудшающаяся ситуация с правами человека в России будет рассматриваться в посольстве США на самом высоком уровне. Будет особенно хорошо, если Макфол окажется в Москве до российских выборов (парламентские назначены на декабрь, а президентские – на следующий март). Даже если выборы пройдут небезупречно, Макфол сможет дать им честную оценку с мест.
Усилия Макфола получат поддержку, если Конгресс отменит поправку Джексона-Вэника и одновременно примет вместо нее Закон об ответственности перед законом имени Сергея Магнитского (Sergei Magnitsky Rule of Law Accountability Act of 2011). Принятая в 1974 году поправка Джексона-Вэника запрещала постоянные нормальные торговые отношения со странами, ограничивающими эмиграцию евреев, к которым относился в то время и Советский Союз. Однако каждый год, начиная с 1994 года, Россия соблюдает требования Джексона-Вэника. Тот факт, что эта поправка по-прежнему в силе, является источником бесконечного раздражения для российских чиновников и активистов. Поэтому отмена поправки Джексона-Вэника поддерживалась администрацией Буша и является приоритетом администрации Обамы. В отношении пятнадцати стран поправка Джексона-Вэника уже была отменена. Это законодательство выполнило свое предназначение, но уже выработало свой ресурс.
Однако Конгресс не желает отменять поправку Джексона-Вэника для России. Для начала, мало кто из конгрессменов или сенаторов решительно поддерживает ее отмену. Во-вторых, к поправке Джексона-Вэника привязали и другие вопросы, такие как общая ситуация с правами человека в России. И, наконец, некоторые конгрессмены считают, что поправка дает им небольшое средство политического влияния, позволяющее озвучивать свою обеспокоенность траекторией России.
И вот тут-то и может пригодиться «закон Сергея Магнитского». Законопроект, предложенный сенатором Бенджамином Кардином (демократ от штата Мэриленд) и поддержанный еще 21 сенатором (девять демократов, одиннадцать республиканцев и один беспартийный), наложит визовый запрет и заморозит активы российских чиновников, ответственных за серьезные нарушения прав человека, такие как смерть 37-летнего Сергея Магнитского в 2009 году. Магнитский умер в следственном изоляторе после того, ему отказали в медицинской помощи, несмотря на бесконечные просьбы о помощи. Он был несправедливо заключен в тюрьму после того, как обвинил сотрудников МВД России в налоговых махинациях на 230 миллионов долларов против его клиента, фонда Hermitage Capital.
Как никакая другая инициатива на нашей памяти, этот законодательный акт в Конгрессе и в Европе (где в июле голландский парламент единогласно одобрил схожие усилия, а затем это сделал и Европейский парламент) задел в Москве чувствительные струны и заставил российские власти повторно открыть дело Магнитского. Сейчас в центре расследования находятся несколько сотрудников администрации тюрьмы, где содержался Магнитский. В отсутствие ответственности и верховенства закона в России американские и европейские парламентарии ясно дали понять, что если российские чиновники будут нарушать права человека, они и члены их семей не смогут наслаждаться привилегиями поездок, проживания или обучения на Западе и не смогут держать свои деньги в западных банках.
Этот законопроект уже сделал больше для дела защиты прав человека в России, чем все, что было сделано администрацией Обамы (или администрацией Буша до нее). Он также вынудил Госдепартамент запретить въезд ряду российских чиновников, замешанных в деле Магнитского, хотя этого и недостаточно, а кроме того эти люди должны быть внесены в список на заморозку активов.
Угрозы российских властей, согласно которым одобрение данного законодательства «потопит» политику перезагрузки и положит конец сотрудничеству по таким вопросам, как Иран, Северная Корея и Афганистан, бессодержательны. Предположительно, Россия сотрудничает с нами по этим стратегическим проблемам, потому что это в ее интересах, а не потому, что она делает нам одолжение.
Отменив для России поправку Джексона-Вэника и заменив ее законодательством имени Магнитского, Конгресс вооружит следующего посла в России жизненно важной двухпартийной поддержкой в деле продвижения в стране свободы и прав человека.
Дэвид Крамер – президент организации Freedom House, с 2008 по 2009 годы был помощником госсекретаря по вопросам демократии, прав человека и труда. Роберт Каган – старший научный сотрудник Института Брукингса. Вместе они возглавляют двухпартийную организацию Russia Working Group.