Убийство посла Саудовской Аравии в США гарантировало бы взрыв на Ближнем Востоке независимо от того, было ли оно организовано государством или какой-то бесконтрольной силой.
Кто бы ни стоял за вашингтонским заговором, он был готов начать войну на Ближнем Востоке. Регион уже находится на грани конфликта из-за иранской ядерной программы, а Израиль проявляет растущую нервозность по поводу успехов Тегерана на пути создания ядерного оружия.
Утечка информации из телеграмм Госдепартамента США также ясно говорит о том, что саудовский король Абдалла неоднократно призывал Соединенные Штаты «отрезать голову змее» и напасть на Иран.
В такой ситуации убийство посла Саудовской Аравии в Вашингтоне вкупе с многочисленными жертвами среди американцев и возможной атакой на израильское посольство гарантировало бы взрыв на Ближнем Востоке.
США заявляют, что покушение на посла готовила проводящая операции за рубежом спецслужба «Аль-Кудс», входящая в состав Корпуса стражей исламской революции. Учитывая иерархию, существующую у иранского режима, для проведения столь масштабной операции понадобился бы прямой приказ со стороны верховного лидера Ирана аятоллы Али Хаменеи, который лично руководит подразделением «Аль-Кудс».
Причастность Хаменеи кажется неожиданной, если не сказать большего. За все время пребывания у власти с момента смерти основателя исламской республики аятоллы Рухоллы Хомейни в 1989 году он проявлял исключительную осторожность, стараясь всеми силами укрепить власть клерикального режима.
Израильтянин иранского происхождения Меир Джавендафар (Meir Javendafar) сказал по этому поводу: «Первый приоритет Хаменеи это стабильность режима, и только после него на значительном удалении следует второй приоритет – защита и реализация ядерной программы».
Во вторник вечером появилось и весьма спекулятивное объяснение, состоящее в том, что Хаменеи ощущает мощную угрозу со стороны внутренней оппозиции, из-за чего он готов спровоцировать нападение извне, дабы ужесточить свой контроль над страной. Но оппозиционное «Зеленое движение» в настоящее время бездействует, а ядерная программа уверенно продвигается вперед, поскольку ей не угрожает согласованное противодействие мирового сообщества, да и идея израильского воздушного удара не пользуется международной поддержкой.
Этот заговор также не характерен для «Аль-Кудс». Эта спецслужба хорошо финансируется и обладает значительной свободой действий за рубежом. Ее подозревают в причастности к подрыву центра еврейской общины в Буэнос-Айресе в 1994 году, в финансировании и вооружении «Хезболлы» в Ливане, шиитских боевиков в Ираке, и даже талибов в Афганистане. В 2008 году руководитель «Аль-Кудс» Кассем Солеймани (Kassim Suleimani) направил командующему американскими войсками в Ираке генералу Дэвиду Петреусу (David Petraeus) сообщение, в котором он, по словам Петреуса, заявил, что контролирует иранскую внешнюю политику в регионе.
Однако масштаб операций на территории США мог означать огромный скачок вперед в плане размаха действий и амбиций «Аль-Кудс». Способ осуществления покушения показал, что безжалостная и эффективная спецслужба «Аль-Кудс» утратила свое мастерство и демонстрирует неуклюжесть и непрофессионализм, переводя деньги с принадлежащих ей счетов напрямую в американские банки.
Бывший агент ЦРУ Роберт Баер (Robert Baer), долгое время наблюдавший за «Аль-Кудс», заявил: «Да эта история просто смердит. Спецслужба «Аль-Кудс» действует очень грамотно. Они не станут просто так садиться с незнакомыми им людьми и готовить покушение. Они используют доверенных лиц и действуют очень профессионально. Если бы Кассем Солеймани начал охоту за вами или за мной, мы были бы уже мертвы. Это на них совершенно не похоже».
Есть и другая возможность – что операцию организовали какие-то бесконтрольные элементы, возможно, некая фракция в рядах «Аль-Кудс», и что действовали они без согласия верховного лидера. Существуют аргументы о том, что это соответствует целям президента Махмуда Ахмадинежада, который недавно проиграл Хаменеи в бескровной борьбе за власть.
Если бы покушение увенчалось успехом, оно породило бы целую цепочку драматических событий, достаточно серьезных для того, чтобы поставить с ног на голову закостенелую и запылившуюся иерархию исламской республики, дав Ахмадинежаду шанс воспользоваться возникшим преимуществом.
Либо заговорщиками могли быть фанатики из военного истэблишмента, твердо вознамерившиеся возвести стражей исламской революции на самую вершину властной пирамиды, чтобы в открытую начать гонку, создать ядерное оружие и лицом к лицу столкнуться с Израилем.
«Если это кучка сумасшедших, то возможно всякое», - сказал Баер.
Но все эти возможности носят лишь умозрительный характер. Они могут кардинально преобразить исламскую республику. И тем не менее, по оценке специалистов по Ирану, они настолько же неестественны и притянуты за уши, как и мысль о том, что за этим наглым и безрассудным заговором стоит иранская власть.
Благодаря срыву заговора почти наверняка удалось предотвратить конфликт, однако напряженность в регионе все равно усилится. На сегодня умерли даже самые отдаленные надежды на возобновление ядерных переговоров. Вместо этого в Совете Безопасности ООН появятся новые проекты резолюций о санкциях.
Можно предположить, что это надломит волю Хаменеи, и он не станет настаивать на ускоренном продвижении ядерной программы, согласившись на компромиссную договоренность, которая понизит угрозу конфликта.
Либо же все это докажет ему необходимость ускорить программу по созданию ядерного оружия, поскольку он убедится, что враги режима смыкают кольцо осады. В таком случае этот странный и удивительный заговор может еще преуспеть в разжигании конфликта в очень хрупком ближневосточном регионе.