На прошлой неделе Россия и Китай наложили вето на проект резолюции Совета Безопасности ООН по Сирии, нанеся удар по стабильности страны и ее соседей. Двойное вето может привести к гражданской войне.
Неспособность Совета Безопасности действовать создала опасный политический вакуум, дав президенту Башару Асаду возможность и дальше безнаказанно убивать и заставив протестующих сирийцев рассчитывать только на себя.
Хотя Россия и Китая подчеркнули необходимость диалога взамен конфронтации и предлагают более «уравновешенную» резолюции, реальность такова, что протестующие на сирийских улицах вот уже несколько месяцев явно призывают к свержению режима Асада.
Действия России и Китая во многом являются реакцией на то, насколько широко Запад истолковал резолюцию ООН против Ливии, что привело к военным действиям против полковника Муаммара Каддафи. Хотя эти вето и могут подарить Москве и Пекину определенное политическое удовлетворение, провал резолюции негативно отразится на сирийском народе и долгосрочной стабильности страны. Это международная политика в ее худшем проявлении.
С тех пор, как Совет Безопасности начал обсуждать резолюцию по сирийскому кризису в августе, число погибших выросло в два раза, превысив 2900 человек, в то время как число пропавших без вести или находящихся под арестом достигло десятков тысяч человек.
Посол США в ООН Сьюзан Райс может надеяться, что «теперь народы Ближнего Востока могут ясно увидеть, какие страны решили проигнорировать их призывы к демократии и вместо этого поддержать отчаявшихся жестоких диктаторов». Однако большинство, скорее всего, лишь увидит коллективную неудачу международного сообщества.
Чем дольше будет продолжаться текущая ситуация, тем больше вероятность того, что тонкое этническое и межрелигиозное полотно сирийского общества будет разорвано в клочья. Представители оппозиции, среди которых есть и члены «Братьев мусульман», опасаются усиления репрессий против алавитских и христианских элит, предотвратить которые они не смогут.
Из-за таких действий правительства, как убийства ученых и кампании изнасилований женщин и девушек в преимущественно суннитских городах, ненасильственные протесты оппозиции несостоятельны.
До сих пор Запад в ООН пытался заставить Сирию пустить международных наблюдателей, чтобы они могли стать свидетелями и сообщить о происходящих там злодеяниях. Но в самом Сирийском национальном совете все чаще говорят – хотя и в частных беседах – о необходимости защиты мирного населения «любыми способами». Эти способы включают в себя международных наблюдателей, но могут быть расширены до организации безопасных зон для гражданского населения, а в случае необходимости и до установления бесполетной зоны или даже – в качестве крайней меры – привлечения в страну иностранных военных.
Вместо этого Вашингтон продолжает проводить стратегию «руководства из-за кулис». Частично он делает это из-за уверенности в том, что более прямолинейный подход может, на самом деле, отвлечь внимание от усилий оппозиции, позволив изобразить ее в качестве подсадных уток Запада, как это уже пыталось сделать сирийское правительство. Но по мере того как число убийств растет, эта политика лишь усиливает подозрения в том, что Америка не относится всерьез к поддержке протестов и подготовке к Сирии после Асада.
Эта стратегия не работает. Америка и Европа должны подтолкнуть соседей Сирии, чтобы те поддержали карательные меры против Асада, и кроме этого - продолжать оказывать дипломатическое давление на Россию и Китай.
Такую благоприятную возможность дает озвученное Россией предупреждение, сделанное после голосования в ООН. Москва заявила, что Асад должен провести реформы и восстановить мир или же он столкнется с «определенным рядом решений» со стороны России. Когда речь шла о резолюции ООН по Ливии, арабские государства сыграли весьма значительную роль, надавив на Россию и Китай, и сейчас они должны сделать то же самое.
Вашингтон также должен призывать Турцию действовать более решительно; все более раздражающийся премьер-министр Туркции Реджеп Тайип Эрдоган, похоже, уже готов это сделать. Говоря более конкретно, Турция должна сократить объем торговли с Сирией и ввести адресные санкции против ее правительства.
Соединенные Штаты также должны признать Сирийский национальный совет в качестве легитимного руководства оппозиции сирийского народа и призвать ключевые арабские, региональные и европейские державы сделать то же самое. Решение европейских министров иностранных дел поприветствовать создание совета как «позитивный шаг вперед» - это полезный ответный удар на сирийские угрозы против тех, кто официально признает группу, но этого недостаточно.
Состоящий из 230 человек Сирийский национальный совет представляет широкий и всесторонний, хотя и не идеальный, срез сирийской оппозиции, которая включает в себя приверженцев антиклерикализма, исламистов и, что наиболее важно, молодое поколение протестующих, которые рискуют своими жизнями на улицах. Международное признание усилит эффективность совета и станет важным сигналом поддержки для оппозиции.
Кроме того, Соединенные Штаты должны настаивать, чтобы Сирийский национальный совет был максимально открыт для всех представителей оппозиции, особенно в том, что касается привлечения членов алавитских и христианских сообществ.
Решительная американская дипломатия все еще может предотвратить угрозу того, что эти сообщества, неспособные простить свои потери и опасающиеся будущего, обратятся к насилию.
Взрывная этническая смесь Сирии поначалу была основанием для американской нерешительности в деле поддержки оппозиции; сегодня, когда насилие выходит из-под контроля, она превратилась в дополнительную причину для американского вмешательства.
Если Соединенные Штаты и их европейские и региональные союзники не предпримут решительных действий, Сирия провалится в хаос.
Салман Шейх – директор Центра Брукингса в Дохе и научный сотрудник Центра Сабана по ближневосточной политике в Институте Брукингса.