Тбилиси – В попытке увеличить объем своей внешней торговли Грузия смотрит на восток, и чиновники называют быстрорастущий китайский рынок в качестве одной из целей в плане экспорта вина.
Стремление на восток подкрепляется правительственным курсом на диверсификацию, заявил Business New Europe Ираклий Маткава, заместитель министра экономики. «Естественно, мы хотим быть вовлечены в глобальную экономику настолько широко, насколько это возможно, так что все регионы интересны и все партнеры важны, - говорит он. - Азия – очень интересное направление для компаний, занимающихся производством вина и крепких алкогольных напитков, и их продукции. Все глобальные компании борются за долю рынка там, и нам нужно стать частью этого соревнования и постараться быть успешными».
Маткава, говоря из Южной Кореи, сейчас совершает последнюю из серии официальных поездок в Азию, которые подчеркивают новый фокус правительства. Премьер-министр Ника Гилаури ездил в регион в сентябре, а Грузинское национальное агентство по инвестициям (Georgia National Investment Agency – GNIA) принимало за последний год участие в трех выставках напитков в Гонконге и Китае.
Грузинский экспорт в Китай и на рынки Юго-Восточной Азии вырос за последние три года с 12 миллионов долларов в 2007 году до более чем 39 миллионов долларов в 2010. Кети Бочоришвили, глава Грузинского национального агентства по инвестициям, уверен, что есть пространство и для большего роста, особенно в секторе вин и крепких алкогольных напитков. «Азиатский рынок, потребление алкогольных напитков – особенно в Китае – растет. Конечно, есть возможность, и рынок совсем незрелый, так что для нас все становится легче, меньше нужно тратить, чтобы добиться результатов», - говорит Бочоришвили. «Мы говорили с грузинскими компаниями, и грузинские компании уже вошли на американский и европейский рынки… но китайский рынок это что-то новое. Компании там не были, поэтому мы хотим как-то поддержать их приход туда».
Агентство уже пытается культивировать поклонников среди китайских знатоков вин. Бочоришвили говорит, что сейчас разрабатывается специальное приложение для айфона, которое выбирает подходящие грузинские вина к разным блюдам, а GNIA вступило в контакт с Лайзой Перротти-Браун (Lisa Perrotii-Brown), признанным винным экспертом из Гонконга, договорившись, что она будет присутствовать на ноябрьской выставке алкогольных напитков в Тбилиси. Параллельная выставка запланирована и для безалкогольных напитков, там планируется сделать акцент на минеральных водах для стран Ближнего Востока, говорит Бочоришвили.
Подробности по теме: Затруднения с регистрацией марок грузинских вин подрывают экспортные планы виноделов
Но нахождение нового рынка для грузинского вина – особенно такого большого как китайский – будет политической и экономической победой для грузинского правительства, которое борется с высокой безработицей в сельских винодельческих районах, таких как Кахетия и горная Рача.
В 2009 году китайцы выпили 1 миллиард 156 миллионов бутылок вина, что на 104% больше по сравнению с 2004 годом, по данным Vinexpo. Потенциал для грузинских вин велик, говорит Георгий Гаганидзе, глава бывшего грузинского экспортного агентства, который считает, что большой китайский рынок станет хорошим балансом для нишевых рынков в Европе и Северной Америке. «Основная проблема с грузинским вином – в том, куда должна двигаться Грузия. Это вопрос, потому что мы страна с очень маленькими территориальными ресурсами», - говорит он. Отмечая, что в прошлом году в Грузии было произведено всего 90 000 тонн вина – очень ограниченное количество, если разделить его между двенадцатью производимыми в стране типами вина.
Вино, женщины и ВТО: пустеющие виноградники Грузии
«Мы должны принять стратегическое решение, и я думаю, что сейчас мы его уже практически приняли – часть рынка должна обеспечиваться высококачественным вином, а с другой стороны, мы должны производить много в количественном плане. Если вы производите большие объемы, тогда у вас есть очень хорошие возможности на рынке, скажем, Китая», - говорит он.
Прорыв на китайский рынок может оказаться неожиданной удачей для грузинских виноделов, которые по-прежнему борются за то, чтобы найти замену российскому рынку, который закрыт для грузинского винного экспорта со времен введения эмбарго в 2006 году. Экспорт вина растет на новые рынки, такие как рынок США и рынок Евросоюза, но объемы продаж вина так никогда и не достигли пока доэмбарговских высот. В 2005 году Грузия экспортировала вина на 81 миллион долларов; в прошлом году экспорт вина не достиг и половины от этого количества, составив 39,2 миллиона долларов.
Хотя российский рынок был «важным» для грузинских производителей, Маткава подчеркивает, что диверсификация укрепила грузинский экспорт. «Российский рынок был важным рынком, но большинству грузинских компаний удалось диверсифицировать поставки, - говорит он. - Теперь целью должно стать проникновение на быстро растущие рынки с большим потенциалом, такие как рынки стран Залива и Восточной Азии. Потенциал там действительно великолепный».