Недавно кафедрой стратегии высшего училища Государственной обороны Финляндии был подготовлен в качестве исследовательской работы доклад, рассматривающий возможные направления военно-политического развития России в ближайшее десятилетие. Разумеется, в этом рапорте тенденции развития России не рассматриваются изолированно или как отдельный процесс, а укладываются в единый мировой военно-политический контекст, важной составной частью которого является происходящее в США и НАТО.
Начну с того, что не рассматривается в докладе. В нем не рассматриваются возможные агрессивные намерения России в связи с ростом его военной мощи, усиление военной угрозы и прочие вопросы, которые невозможно проанализировать научными методами. Предсказывание возможных намерений ведущих государственных политиков или политических кругов в отдаленной временной перспективе неизбежно остаются хиромантией или чистым шарлатанством и заниматься ими не рискует ни одно уважающее себя разведывательное учреждение, не говоря уже об аналитиках (воспринимаемых всерьез) в области стратегии и геополитики.
Подробности: Прибалтика никак не может договориться с Россией
Зато в докладе анализируется военная доктрина России и философия, из которой она исходит, а также усилия России по обновлению вооруженных сил, скачкообразный рост оборонных расходов, запланированные на текущее десятилетие широкомасштабные программы закупок и модернизации.
В докладе говорится, что Россия вернулась назад к мышлению в духе сфер влияния, исходя из своих геополитических интересов. На самом деле безответственно спрашивать, пыталась ли она вообще и надолго ли пыталась отказаться от нее в начале 1990-х годов?
«Отцом» современного геополитического направления в мышлении можно считать философа Александра Дугина, который еще в 1997 году опубликовал труд «Основы геополитики: геополитическое будущее России». Эта книга, на которую в Эстонии не обратили достаточного внимания, основательно прореферирована в докладе высшего училища Государственной обороны Финляндии. Империя сквозь времена была естественной формой государственности России. Бывшему и будущему президенту России Владимир Путину принадлежит утверждение о распаде Советского Союза как о величайшей геополитической катастрофе, и оно возникло не на пустом месте. Было бы также ошибочно видеть в нем только лишь советскую ностальгию. В этом утверждении кроется вся суть современной геополитики России, базирующейся на традициях сотен лет.
Согласно концепции Дугина, Россия для достижения своих геополитических целей должна привлечь на свою сторону Германию. Газопровод Nord Stream и двустороннее военное сотрудничество в этом контексте являются важнейшими практическими шагами. Ослабление и раскол в НАТО отвечают интересам России. Дальней стратегической целью России явно является распад существующей ныне в Европе системы безопасности, то есть НАТО. И в этом плане руководство России и не очень-то скрывает своих взглядов. Разоблачения Wikileaks свидетельствуют, что Владимир Путин сказал генеральному секретарю НАТО Андерсу Фог Расмуссену: «В НАТО нет необходимости, и роспуск альянса отвечает интересам России».
Дугин не считает, что Россия должна бояться войны, но, по его мнению, лучше, если цели России будут достигнуты без применения военной силы. Для достижения политических целей, определенных руководством государства, военная доктрина нашего восточного соседа предусматривает широкий выбор невоенных средств, начиная с информационной и кибер-войн, вплоть до оказания экономического давления. Как известно, в прошлом десятилетии эти средства неоднократно пускались в ход, в том числе и против Эстонии..
Читайте также: Россия может объявить нам войну в любой момент
Чтобы лучше понять происходящее в области военно-политического развития России, разумнее расставить указанные в докладе важнейшие события последних лет в хронологическом порядке:
2008 - Российско-грузинская война
2009 - Прошли масштабные учения «Запад» и «Ладога», в ходе которых отрабатывались в числе прочего конвенциональная военная деятельность в пространстве Балтии. На учениях разыгрывалось и возможное использование тактического ядерного оружия против войск НАТО.
В сухопутных войсках России отказались от дивизий и перешли на бригадную структуру. Создано 40 готовых к самостоятельной боевой деятельности танковых и мотострелковых бригад.
Государственная дума приняла закон, разрешающий использование вооруженных сил России для защиты своих граждан и соотечественников за пределами государственной границы и достижения прочих политических целей.
2010 - Вступила в силу новая военная доктрина, в которой в числе возможных угроз рассматривается расширение НАТО и размещение вооруженных сил США в соседних с Россией государствах.
Заключен договор с Францией о закупке четырех вертолетоносцев – десантных кораблей типа «Мистраль». Каждый корабль способен взять на борт 16 вертолетов и танковый батальон или около 30 танков.
Базирующаяся в Луге бригада реактивной артиллерии взяла на вооружение тактические ракеты типа «Искандер – М», радиус деятельности которых (450 километров) покрывает всю территорию Эстонии.
Прежние шесть военных округов реорганизованы, по сути, в четыре стратегических сводных военных управлений. Ленинградский и Московский военные округа, а также Калининградский особый оборонный регион объединены в новый Западный округ со штабом в Санкт-Петербурге. Способность России проводить объединенные операции в Балтии значительно возросли.
2011 - Начата новая, четвертая по счету программа модернизации оборонной сферы, которая предусматривает затратить на обеспечение боевой техникой и обновление снаряжения к 2020 году около 503 миллиарда евро. Целью министерства обороны России является повышение до конца нынешнего десятилетия доли современного вооружения - снаряжения до 70% (сейчас у вооруженных сил России нового снаряжения около 10%).
Правда, ни одну прежнюю программу модернизации наш восточный сосед не смог претворить в жизнь в полном объеме. Оборонная промышленность страдает в тисках серьезной структурной и кадровой проблемы и не смогла выполнить государственные заказы так, как было запланировано. Но у малых соседних с Россией государств есть достаточные основания проявлять озабоченность, даже если запланированное смогут реализовать всего лишь в половинном объеме или даже всего на треть.
В ближайшие годы в России планируют провести впечатляющее повышение военных расходов. В нынешнем году на вооруженные силы будет потрачено 38,3 миллиарда евро, в 2012 году примерно 42 миллиарда и в 2013 году даже 53 милиарда евро. Президент Медведев заявил недавно, что военные расходы составят в 2012 году 4,5% от ВВП России (здесь, очевидно, имеются в виду не только расходы на вооруженные силы, но и на внутренние и пограничные войска, которые напрямую не входят в сферу управления министерства обороны России).
Численность вооруженных сил России в мирное время составляла около миллиона человек. По сравнению с 3,9 миллионами стран НАТО (из которых половина приходится на США и Турцию), вооруженные силы России относительно малочисленны. Однако сравнение вооруженных сил НАТО и России в мирное время не дает объективной картины соотношения сил.
Хотя наш восточный сосед не смог обеспечить запланированный контингент призывников в 550 000 человек, все же в России призывают на службу около 400 000 срочников в год. По мнению составителей доклада, это позволяет России поддерживать вооруженные силы в военное время в объеме около шести миллионов человек. Если Советский союз был способен в случае необходимости сформировать более 300 дивизий (что он практически во время Второй мировой войны и сделал), то у России есть резервы и обеспечение на примерно 200 танковых и мотострелковых бригад.
Из 20 000 танков в России половина пойдет на списание. В то же время примечательно, что среди остающихся 10 000 танков уже сейчас 600 составляют танки типа Т-90 и около 4 500 модернизированные боевые машины типа Т-80. По части артиллерийских оружейных систем у восточного соседа массированный перевес. Их у России аж около 26 000. Так как в развитии этого вида боевой техники в последние десятилетия царил относительный застой, то оно не успело морально устареть. Модернизировав системы и средства управления огнем, Вооруженным силам России легко осовременить и свою артиллерию.
Слабость военно-воздушных сил России по сравнению с НАТО и особенно США общеизвестна. Для ликвидации отставания в России планируют до 2020 года поставить около 1 500 самолетов и 1 000 вертолетов. Очевидно, в первую очередь будут обновлены авиационные средства 1-й района воздушной и противовоздушной обороны Западного военного округа, поскольку в ее зону ответственности входят как Москва, так и Санкт-Петербург.
В обновлении военно-морских сил основной упор делается на атомных подводных лодках и базирующихся на них баллистических ракетах. С точки зрения малых государств Балтийского моря важно, что Россия делает существенный вклад и в развитие морских десантных сил. Кроме указанных выше сделок по «Мистралю», в Калининграде строят и пять меньших кораблей типа Ivan Gren. Каждый корабль способен брать на борт 13 танков или 60 бронетранспортеров.
Если при президенте Ельцине сокращение оборонных расходов и вооруженных сил в России проводились даже более быстрыми темпами, чем в НАТО, то после прихода в 1999 году к власти Владимира Путина положение изменилось кардинально. У многих государств НАТО на сегодня за спиной 20 лет постоянного сокращения оборонных расходов и вооруженных сил. Например, из 26 стран-участниц европейского оборонного агентства в 2009 году в военную государственную оборону вкладывали более 2% от ВВП только четыре страны (Великобритания, Франция, Греция и Кипр). Экономические трудности и долговой кризис ухудшили ситуацию еще больше.
Большинство наших соседей ликвидировали оборонные возможности военного времени. Поскольку альянс в последнее десятилетие в основном сосредоточился на военных операциях вне евроатлантического региона, то, по оценке составителей, у НАТО сейчас нет единого взгляда на оборону своей территории и подготовленные для этого вооруженные силы.
Вопрос на самом деле не в том, каково соотношение и боеготовность НАТО и России сегодня и завтра. Важно вовсе оценить, какими они могут быть через пять, десять или двадцать лет.
Тенденции долгосрочной перспективы вызывают очень большую озабоченность. США из-за своего гигантского государственного долга неизбежно должна сокращать свои военные расходы. В какой степени и надолго ли? Центр тяжести военных усилий наших главных союзников, так или иначе, сдвинулся из Европы в Азию и на Ближний восток. К 2015 году сухопутные войска США, по сути, покинут Европу.
Долговой кризис на территории Европы еще не достиг своего пика. Но, независимо от того, сколько государств Европы станут банкротами или скольких спасут, одной из главных жертв кризиса станут, без сомнения, оборонные возможности этих государств.
Примеры резкого и быстрого сокращения военной государственной обороны стран, барахтающихся в объятиях кризиса, не нужно искать далеко. Балтия в военном мышлении все больше начинает напоминать сказку о трех поросятах, где один поросенок, сжав зубы, пытается построить каменный дом, в то время как остальные довольствуются хижинами из листьев.
В докладе отмечается, что новые восточноевропейские члены НАТО рассматривают альянс как своего рода защитный дом политики безопасности. Если в этом едином защитном доме в один прекрасный момент вместо каменных зданий появится слишком много хижин из листьев, то у волка может возникнуть искушение пустить зубы в ход. Разумеется, не останутся между зубами волка и те, кто отсиживается где-то за печкой, и кто возятся у дверей.
В прошлом десятилетии до российско-грузинской войны в НАТО в Эстонии тоже бросалась в глаза недооценка военной мощи России, подчас к ней даже было уничижительное отношение, в то время как взгляды нашего восточного соседа на будущее стремились оценивать в как можно более розовых тонах. Это подало ложный сигнал оборонному планированию, в результате чего у нас сейчас не видно многих военных возможностей, которые адекватно следовало бы ожидать от малого западного соседа большой России.
В недооценке военного потенциала России нет ничего нового. Этим бросались в глаза еще Наполеон и Адольф Гитлер. В этом отношении доклад высшего училища Государственной обороны Финляндии совершенно корректный и профессиональный документ, который никак не стремится приукрасить действительность или тенденции будущего.
«Важны не намерения, а возможности,» - эту цитату Отто фон Бисмарка использовал глава России Владимир Путин, критикуя расширение НАТО. Эту же цитату уместно применить и в случае с Россией. Разумно также помнить, что эпоха Бориса Ельцина в России завершилась задолго до российско-грузинской войны и это время не вернуть, на какую бы кнопку «перезагрузка» ни нажимать.
Лео Куннас (Leo Kunnas) – подполковник запаса, писатель, руководитель группы советников при министре обороны Эстонии
Перевод: Хейно Сарап