Как писала наша газета в конце сентября, польские военнослужащие контингента в Афганистане передают секретную информацию через спутник «Ямал 202», который принадлежит российскому газовому гиганту Газпром. Речь идет, в частности, об информации, касающейся военных операций.
Наши собеседники указывали на то, что это может представлять угрозу для безопасности польской армии. Реагируя на нашу статью, министр обороны Томаш Семоняк (Tomasz Siemoniak) потребовал от Службы военной контрразведки (СВК), которой руководит Януш Носек (Janusz Nosek), предоставить объяснения. Пресс-секретарь министерства обороны Яцек Соньта (Jacek Sońta) сообщил нам, что глава ведомства получил ответ, но не хочет обнародовать его деталей. «Я могу лишь сказать, что министр дал СВК распоряжение еще более внимательно следить за этим делом», - заявил он. Почему Министерство обороны обрекло польский военный контингент в Афганистане на пользование спутником Газпрома? Мы приоткроем закулисную сторону принятия этого решения.
Переменчивое мнение контрразведки
В списке важнейших критериев заказа в тендере на спутниковую связь в качестве основного пункта фигурировала цена. А дешевле всего был российский «Ямал 202». «Один мегагерц через этот спутник стоит около трех тысяч долларов в месяц, через другие – как минимум на полторы тысячи долларов дороже», - сообщил Rzeczpospolita собеседник из телекоммуникационной отрасли. Польским солдатам в Афганистане требуется в месяц до 20 МГц, таким образом, на пересылке данных посредством российского спутника армия экономит около 20 тысяч долларов в месяц.
Министерство обороны отказало нам в ознакомлении с условиями тендера. Ведомство заявило, что СВК не предъявляла претензий к его критериям, явно предпочтительным для российского спутника.
По-другому было в 2008 году, когда тендер на спутниковый канал проводило одно из армейский подразделений. Тогда, как следует из документов СВК, к которым нам удалось получить доступ, военная контрразведка не дала согласия на использование спутника «Экспресс-АМ1», принадлежащего RSCC (Russian Satellite Communications Company – ФГУП «Космическая связь») Из-за чего? Из-за угрозы государственным интересам.
Почему в одном случае СВК вынесло негативное решение, а в другом не заявило претензий? Оборонное ведомство на этот счет молчит.
Безопасность превыше всего
Этим делом возмущен генерал Славомир Петелицкий (Sławomir Petelicki), бывший командующий подразделения Группы оперативного мобильного реагирования (GROM). «Такая ситуация недопустима, она компрометирует военную контрразведку. Видимо, эта служба, в отличие от военной разведки, добивающейся успехов, в очередной раз допустила возмутительную ошибку»,- говорит он.
Бывший руководитель военной разведки Генерал Марек Дукачевский (Marek Dukaczewski) комментирует ситуацию коротко: «Я понимаю, что бюджет министерства обороны невелик, но безопасность польских военных должна быть превыше всего».
Отношения стран: Польша желает привить России европейские стандарты
Польский контингент в Афганистане пересылает через спутник Газпрома как секретную информацию, так и, например, телефонные разговоры солдат с их семьями. В письмах нашей газете военное ведомство неоднократно заверяло, что все эти данные подвергаются шифровке при помощи сертифицированных систем.
«Шифровка в полном значении этого слова происходит при передаче данных между станцией двусторонней связи в Польше и размещенными в Афганистане станциями, работающими для нужд аккредитованных СВК служебных телеинформационных систем, предназначенных для обработки секретных данных», - поясняет министерство обороны.
Терминалы за десятки миллионов
По информации Rzeczpospolita, польские военные в Афганистане пользуются спутником Газпрома с 2007 года. Тогда они получили ситниковое оборудование производства Военного предприятия связи № 1 города Зегже (Zegrze). В 2006 году был подписан контракт на сумму в 36 миллионов злотых (около 360 миллионов рублей – прим. пер.), второй, в 2008 году – на более 64 миллиона злотых. Первые системы для связи были оснащены тарелкой диаметром 1,8 метра.
«Гористый рельеф Афганистана и слишком маленький диаметр тарелки были причиной того, что связь не могла идти через другой спутник», - сообщил нам офицер СВК. Лишь позднее военные, находящиеся в Афганистане, получили терминалы с антенной и тарелкой диаметром 2,4 метра. По словам офицера СВК, такие параметры позволяли пользоваться любым спутником.
Полосу спутниковой связи на российском спутнике изначально обеспечивало Военное предприятие связи, которое не захотело разговаривать с нами о контракте. С 2011 года этим занимается выигравшая тендер компания TTComm, специализирующаяся, в частности, на спутниковой связи. Ее руководителем является известный предприниматель из сферы игорного бизнеса Томаш Халимонюк (Tomasz Chalimoniuk) [...], который не согласился на беседу с Rzeczpospolita.