19 (31) октября 1811 года открылся Царскосельский лицей, знаменитый, главным образом, благодаря Александру Сергеевичу Пушкину, который окончил его в первом выпуске и воспел в многочисленных стихах.
В наши дни идея специальных школ для будущей элиты вызывает неоднозначное отношение.
Указ о создании лицея был издан в августе 1810 года. На подготовительную работу ушло 14 месяцев.
В 1803 году Александр I провел реформу образования, открывшую доступ в гимназии и университеты детям всех сословий, кроме крепостных крестьян.
Благодаря своей относительной дешевизне, стипендиям для малоимущих и настроениям общества, качественное образование в России XIX века было более демократичным и доступным, чем, скажем, в викторианской Англии.
Дмитрий Менделеев, работавший профессором Петербургского университета, однажды принимал экзамены. Студентов было много, экзамен растянулся на несколько дней, в аудиторию заходили строго в алфавитном порядке.
Один студент представился: «Князь Б.». Менделеев нахмурился и сказал: «Буква «К" у меня экзаменуется завтра».
Но это происходило уже в середине века. А во времена «дней Александровых прекрасного начала» перемены вызывали сильное недовольство знати. Как это так - их благородные отпрыски, да будут сидеть в одном классе с детьми разночинцев, а те, чего доброго, окажутся более талантливыми?
Чтобы сгладить эти настроения, император учредил закрытые аристократические учебные заведения: Пажеский корпус, Царскосельский и Нежинский лицеи.
Пажеский корпус готовил, в основном, будущих военных и дипломатов, лицеи - юристов и гражданских чиновников.
Блестящее образование
Царскосельский лице́й давал первоклассную гуманитарную подготовку. Учили также рисованию, бальным танцам, фехтованию, верховой езде и плаванию. Курс продолжался шесть лет. Программу разработал выдающийся реформатор и поборник просвещения Михаил Сперанский.
Первыми директорами лицея были крупные ученые и педагоги Василий Малиновский и Егор Энгельгардт.
В первый год набрали 30 учеников 10-12 лет - 18 православных, 12 лютеран и католиков. По первоначальному плану, в лицее должны были учиться младшие братья царя, Николай и Михаил. Среди лицеистов первого выпуска, помимо Пушкина, стал знаменит будущий министр иностранных дел Александр Горчаков.
Впоследствии Царскосельский лицей окончили писатель Михаил Салтыков-Щедрин, министр юстиции Дмитрий Замятнин, при котором в России был введен суд присяжных, и последний премьер Российской империи князь Николай Голицын (возглавлял правительство семь недель, после революции работал сторожем, расстрелян по так называемому "делу лицеистов", реабилитирован в 2004 году).
В Нежинском лицее учился Николай Гоголь.
Выпускники, в зависимости от академических успехов, получали гражданские чины от коллежского регистратора до титулярного советника. Стать в 17-18 лет титулярным советником означало большой жизненный успех.
«Друзья мои, прекрасен наш союз!»
В отличие от большинства тогдашних учебных заведений, в лицее не применялись розги, а дух на протяжении всех лет его существования царил такой, что выпускники навеки сохраняли любовь и преданность своей alma mater и непременно собирались трижды в год - в день основания лицея, рождения и смерти Пушкина.
Сам поэт до конца своих дней трепетно относился к лицейскому товариществу.
Для лицея отвели четырехэтажный флигель Екатерининского дворца, пятнадцатью годами ранее построенный Джакомо Кваренги для дочерей Павла I. Гуляя в Царскосельском парке, лицеисты запросто могли встретить царя. Для нужд учебного заведения здание перестроил архитектор Василий Стасов.
У каждого лицеиста имелась отдельная комната, по выражению Пушкина, «келья», но размерами они ненамного превосходили вагонные купе и обставлялись без излишеств: железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, умывальник.
В 1843 году Николай I перевел лицей на Каменноостровский проспект в Петербурге и назвал его в честь брата Александровским. Первый в России музей Пушкина был создан в Александровском лицее его студентами.
Разгром
После Февральской революции в здании Александровского лицея обосновался штаб Красной гвардии Петроградской стороны.
29 мая 1918 года лицей был официально ликвидирован постановлением Совнаркома. Помещение отдали под Пролетарский политехникум, а впоследствии - под ПТУ. Богатую библиотеку разграбили.
В ночь на 15 февраля 1925 ГПУ арестовало свыше 150 человек, большинство которых составляли бывшие преподаватели и учащиеся лицея. Их обвиняли в создании подпольной монархической организации. Единственная доказанная вина заключалась в том, что они продолжали ежегодно собираться 19 октября и заказывали панихиды по всем умершим лицеистам, среди которых были некоторые члены дома Романовых.
26 человек были расстреляны, 25 приговорены к лагерям, 29 к ссылке. Почти всех уцелевших уничтожили в годы Большого террора. Последний директор лицея Владимир Шильдер умер под следствием.
В настоящее время Александровский лицей восстановили и вернули ему помещение на Каменноостровском проспекте, но преподают в нем не право, а экономику и менеджмент. В историческом здании в Царском Селе, где учился Пушкин, с 1974 года открыт музей.
Таланты и кошельки
В современную эпоху демократии и эгалитаризма идея существования особых учебных заведений для подготовки будущей элиты, наподобие Царскосельского лицея, подвергается общественному остракизму, причем не столько в России, сколько на Западе.
Критики таких учебных заведений утверждают, что они воспитывают кастовый дух, и что родители платят не только и не столько за качественное образование, сколько за возможность пораньше ввести детей в «свой круг» и сформировать полезные связи.
Действительно, в английском языке существует даже специальное выражение old boys net («сеть однокашников»). Впрочем, царскосельским лицеистам их многолетнюю дружбу никто в вину не ставил.
Тем не менее, «лицеи» в современном мире живут и процветают. Наиболее известны швейцарские и британские частные интернаты, в которых учатся дети не только местной, но и мировой элиты.
Кстати, в британских привилегированных школах учеников всегда держали в спартанских условиях, насаждали жесткую дисциплину, уделяли первостепенное внимание формированию характера и физической выносливости, а вплоть до 1960-х годов вообще практиковали телесные наказания.
Бывший министр в правительстве Джона Мейджора, выпускник Итона Джонатан Эткин, в 1999 году осужденный за подделку счетов и лжесвидетельство под присягой, заявил: «После Итона тюрьма не испугает!».
Новый всплеск интереса к таким школам и желания в них учиться вызвал Хогвартс, любовно описанный Джоан Роулинг в эпопее о Гарри Поттере.
Запасной аэродром
В СССР в 1953 году были созданы элитные спецшколы с углубленным изучением математики и физики, а затем и иностранных языков.
В конце 1950-х годов в Советскую армию должно было призываться поколение, не родившееся во время Великой Отечественной войны. Вооруженные силы столкнулись с нехваткой молодого пополнения.
Через два-три года это почувствовали на себе заводы и стройки.
Никита Хрущев стал носиться с идеей запретить поступать в вузы сразу после десятого класса: дескать, сначала потрудитесь на производстве, отслужите, а потом и учитесь! Мы в сорок лет шли на рабфаки, и ничего!
Писатель Анатолий Алексин тут же вывел в повести «Необычайные приключения Севы Котлова» положительного героя - выпускника-медалиста, который, тем не менее, решил «крепко поработать» на горнообогатительной фабрике.
Замысел встретил молчаливое, но стойкое недовольство номенклатуры и верхушки интеллигенции. Открыто спорить со «взбалмошным диктатором» было невозможно, и элита рассматривала спецшколы, которые в то время начали создаваться массово, как «запасной аэродром»: для их выпускников, в случае чего, предполагалось сделать исключение из закона.
Официально они именовались «школами для особо одаренных детей», но уж доказать, что именно их чада самые способные, начальники сумели бы.
Идея Хрущева не материализовалась, а школы остались и существуют по сей день. В них учились не только отпрыски «благородных семейств», но и многие действительно талантливые дети.
«Элитные» и «элитарные»
«Нужно сначала договориться о терминах, - заявил Русской службе Би-би-си Анатолий Каспржак, ректор Московской высшей школы социальных и экономических наук, в прошлом много лет проработавший директором средней школы. – «Элитная школа» - это школа для одаренных детей, а «элитарная» - школа для детей элиты».
«К первому типу образования я отношусь очень хорошо, - говорит педагог. - Люди со способностями теряют их, обучаясь в обыкновенной школе. Они уже все поняли, а им не дают идти вперед. Для меня это была огромная проблема, когда я работал учителем. Что касается школ, где подбор учеников определяется кошельком родителей, то они, в принципе, тоже имеют право на существование, но не следует удивляться, если вокруг них возникает определенная социальная напряженность».
К интернатной системе, как в Царскосельском лицее или Итоне, ученый относится скептически.
«У нее есть много плюсов и много минусов, - считает он. - Но отрывать ребенка от семьи нехорошо. К тому же в любом закрытом заведении в том или ином виде проявлется дедовщина, пускай не в таких формах, как в российской армии. Конечно, школ для одаренных скрипачей нужно две-три на всю страну, и в этом случае обучение поневоле будет закрытым, но это скорее вынужденная мера, чем хороший педагогический ход».