Когда распался Советский Союз, за границами Российской Федерации осталось большое количество этнических русских, а также русскоязычных и принадлежащих к русской культуре представителей других народов. В кратковременной перспективе это создало множество острых и непростых проблем, однако в долговременной перспективе это должно помочь в будущем вновь наладить отношения между новыми национальными государствами и вернуться к взаимовыгодному сотрудничеству между ними.
Благодаря этому, к взаимодополняемости национальных ресурсов и тесному сцеплению экономических структур добавится эффект от здоровых элементов традиционных культурных связей. Все это будет подталкивать к возрождению центростремительных сил, которые должны вновь сблизить «братские народы». Рассуждая о будущем России, нельзя игнорировать существующие предпосылки для возникновения интеграционной системы, включающей в себя три славянские республики и Казахстан и постепенного «сращивания» экономических структур. На этом пути свою роль могут сыграть и сравнительно успешные интеграционные схемы, работающие на бывшем имперском пространстве — например, Евразийское экономическое сообщество с его таможенным союзом и единым экономическим пространство, — хотя ни одна из них не включает в себя Украину.
При этом трудно не согласится с идеей, согласно которой инновационное инвестирование может приносить устойчивые прибыли только на рынке, достигшем «критической массы». В данном конкретном случае это означает единый рынок России как минимум с Украиной, а еще лучше – с другими осколками бывшей советской империи. К несчастью, шансы на такое развитие событий невелики, так как идея «второго исторического воссоединения» России и Украины воспринимается как горячечный бред.
На фоне острых внутренних и международных проблем, с которыми сейчас сталкивается Россия, некоторые выдающиеся умы размышляют о «смертельных угрозах» ее ближайшему и отдаленному будущему. Обычно список этих угроз начинается с происходящей сейчас демографической катастрофы, которая заключается, с одной стороны, в стремительном снижении населения в стране (особенно в ее восточных регионах), а с другой – в сокращении доли этнических русских.
Лекарством от этого обычно считают переориентацию экономики на «опережающее развитие» потребительского сектора. Это – разумная идея, которая заслуживает всей возможной поддержки.
Однако пока остается непонятным, как именно можно добиться такого радикального исторического поворота в обществе, в котором установилась политическая авторитарная монополия, и устанавливается экономическая — госкапиталистическая и олигархическая — монополия, в обществе, в котором нет надежных закона и порядка, а общественное мнение и частная инициатива простых людей игнорируются и сталкиваются с пренебрежением.
По расчетам Standard and Poor's, к 2050 году население России упадет до 116 миллионов человек. Более того, в результате катастрофических демографических тенденций (низкая рождаемость, высокая смертность, стремительное старение населения и т. д.) к 2035 году российский кредитный рейтинг может скатиться до уровня «непригодности для инвестиций».
Подробности: Российская демография – бомба замедленного действия
Тем не менее, следует отметить, что «смертельная угроза» депопуляции не носит первичного характера. Скорее, она выглядит следствием сочетания недостатков сложившегося общественного, экономического и политического порядка, отрицающего плюрализм, конкуренцию и свободу выбора. «Тело» народа слабо и с трудом борется за выживание. Средний класс тонок и практически не растет. Только «голова» и некоторые «органы» хорошо питаются и даже излишне раздулись.
Вдобавок российские власти прибегают к популизму дурного сорта, основанному на «менталитете осажденной крепости» и на фактическом отрицании потенциала полноценного международного сотрудничества — по крайней мере, в тех случаях, когда речь идет о присутствии иностранных игроков на российской территории и о свободе их действий. Господствующий в России геополитический подход к международным отношениям основан на слабо завуалированных антиамериканских и антинатовских чувствах, на неприязни к Европе в ответ на исходящую от Брюсселя критику, на нерациональных попытках избирательно манипулировать поставками газа, чтобы оказывать энергетическое давление на торговых партнеров, а также на ревнивом и предвзятом отношении к бывшим советским республикам.
Соответственно, чтобы адекватно ответить на «смертельные угрозы», с которыми оно сталкивается, наше общество должно провести масштабные реформы и решить ряд взаимосвязанных проблем: разрушить политическую и экономическую монополию, демократизировать общественные и политические «правила игры», обеспечив таким образом консолидацию гражданского общества, и, наконец, достигнуть полноценной открытости экономики и страны в целом и активно интегрировать ее в глобальную систему.
На практике это подразумевает переход к политическому плюрализму, обеспечение необходимых условий для конкуренции, активную поддержку малого и среднего бизнеса и решительные шаги в направлении интеграции в глобальную экономику, включающие в себя безоговорочное принятие правил ВТО.
Для этого должна быть создана соответствующая современная законодательная база, хотя нынешний состав Думы – российского парламента, - в также действующее избирательное законодательство, приводящее к абсолютному господству одной партии на всех уровнях политической жизни и гарантирующее премьер-министру Владимиру Путину беспрепятственное возвращение на президентский пост на неопределенно долгий срок, вряд ли способствуют проведению необходимых политических и экономических преобразований.
Между тем, только подлинная парламентская демократия, основанная на разделении властей, может дать обществу возможность радикально сократить государственный аппарат, обуздать его, дебюрократизировать и освободить хотя бы от самых худших проявлений коррупции. Она может поддерживать закон и порядок, не прибегая к террору в сталинском стиле, исключить случаи произвола и избирательного применения законодательства и гарантировать основополагающие свободы СМИ как основным каналам общественного мнения. Только такая радикальная эволюция может создать в России благоприятный политический и инвестиционный климат и позволит ей выжить в качестве великой державы.
Абсолютно ясно, что в одиночку, без иностранного капитала и иностранных людских ресурсов Россия вряд ли сможет обеспечить быстрое развитие Сибири и своего Дальнего Востока. Подобное масштабное предприятие требовало бы нового геоэкономического подхода, предусматривающего легальный и хорошо организованный приток экономических мигрантов и долговременное, капитальное и современное предпринимательство— в отличие от дикого и бесчеловечного нелегального или полулегального института «гастарбайтеров», существующего сейчас в России.
Концепция Евразийского союза, предложенная Путиным в качестве одного из первых элементов его президентской программы, выглядит слишком узкой и не соответствующей масштабу задачи, так как она, даже в случае крайне маловероятного участия Украины, охватывает лишь бедные страны, со скромными финансовыми и трудовыми ресурсами и без подходящих рынков.
Подробности: Путинский Евразийский союз заслуживает более пристального внимания
Дальнейшая индустриализация восточных регионов России должна стать большим международным проектом с участием как азиатских соседей России (Китая, Кореи, Японии и т. д.), так и таких крупных игроков, как Соединенные Штаты и Европа. Без этого будет невозможно привлечь инвесторов и мигрантов в этот регион – невероятно обширный, но недружелюбный с точки зрения климата и рельефа.
Если сценарий реколонизации Сибири – включая ее восточные части – не будет написан Москвой и не будет осуществляться под ее эгидой, неминуемо появятся другие сценарии, написанные в других столицах. Как известно, природа не терпит пустоты.
Андрей Бородаевский - российский профессор, специалист по международным экономическим отношениям, соавтор книги «Россия в многообразии цивилизаций».