Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Рано или поздно Грузия вступит в ЕС

Портал «Грузия Online« предлагает интервью с Наной Гегелашвили, руководителем Центра региональных проблем Института США и Канады РАН

© REUTERS/David Mdzinarishvili Грузия
Грузия
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Вашингтон абсолютно ничего не поменял. Хотя объявлена «Перезагрузка», но в целом, несмотря на ожидания некоторых политиков и экспертов, Вашингтон практически сохранил все константы - и теоретическое базисное восприятия Грузии и тактические подходы к их решению. Другое дело, что сейчас в США перенапряжение сил в связи с возникновением множества внутренних проблем. В такой ситуации, не удивительно, что Грузии отводится второстепенное значение.

- При президенте Барака Обамы вроде ослабло внимание США к Грузии, это так?

- Нет. В самом начале прихода Обамы многие эксперты думали, что, да, ослабло, но это было связано с финансово-экономическим кризисом в самой Америке – сегодня американцы заняты решением своих внутриполитических, и в первую очередь, экономических проблем. Но судя по тому, как Вашингтон проводил крайне последовательную политику в отношении Грузии, что является косвенным подтверждением своей приверженности курса Грузии, считаю, что ничего не изменилось. Вашингтон абсолютно ничего не поменял. Хотя объявлена «Перезагрузка», но в целом, несмотря на ожидания некоторых политиков и экспертов, Вашингтон практически сохранил все константы - и теоретическое базисное восприятия Грузии и тактические подходы к их решению.

 

Читайте также: Сенаторы США рекомендуют разместить американские войска на территории Грузии


Другое дело, что сейчас в США перенапряжение сил в связи с возникновением множества внутренних проблем. В такой ситуации, не удивительно, что Грузии отводится второстепенное значение.

- Южный Кавказ интересен многим акторам большой политики. С чем связан визит Саркози на в Грузию?

- Думаю, рано или поздно Грузия вступит в Европейский Союз и Саркози приехал, чтобы еще раз заручится поддержкой со стороны Грузии, тем более, у него очень доброжелательная политика в отношении Грузии, равно как и у самого ЕС. Грузия находится в авангарде всех тех преобразований, которые очень нравятся Западу. С одной стороны ЕС, а с другой - Вашингтон проводят очень последовательную политику в отношении Грузии. Поэтому, Саркози еще раз заручился поддержкой и со стороны Саакашвили - наградив его орденом, он, тем самым, оказал ему поддержку.

Но принятие Грузии в ЕС будет среднесрочной проблемой с учетом того, что у ЕС много своих проблем. Думаю, они сначала будут решать те проблемы, затем вернутся к вопросам отношений новых стран.

Правда, Франция проголосовала против предоставления Грузии МАП, хотя сама Франция недавно присоединилась к блоку. Но Саркози дипломат и думаю, ЕС и НАТО по отношении к Грузии будут вести параллельную политику в одном ключе. Здесь пока не может быть никакой конкуренции.

- Россия постоянно противится интеграции Грузии в евро-структуры. Это не разозлит Россию?

- Что касается России, она может запросто разыграть грузинскую карту – способствовать ускорению членства Тбилиси в альянс без Абхазии и Южной Осетии. Но сегодня такой сценарий не сработает в Грузии, по крайней мере, в настоящее время, так как это будет означать их окончательную потерю. К тому же, сегодня внутри НАТО есть серьезные разногласия относительно членства Грузии.


Читайте также: Россия пересматривает свое возможное вступление в ВТО?


Все разговоры о принятии Грузии в НАТО пока что остаются на уровне обещаний и деклараций. Реальные результаты будут зависеть также от позиции России. Уступки со стороны Москвы будут определяться целым рядом факторов: внутренней российской политикой, отношениями России и НАТО, а также тем курсом, который изберет Тбилиси в отношении Москвы.

- Но признав Абхазию и Южную Осетию, Россия тем самым отвергла свою позицию о признании территориальной целостности Грузии, которую постоянно твердила...

- Дело в том, что последовательной политики у России в отношении внутренних конфликтов нет, равно как и у любого другого государства. По большому счету, разрешить эти конфликты будет очень трудно. На мой взгляд, ближайшие десятилетия это будет невозможно, хотя опять таки – возможен какой-то торг. Если политика дело компромиссов, то может, Россия, ЕС, США и Грузия договорятся как-то.

Еще один конфликт на Южном Кавказе – Нагорный Карабах. Говорить об урегулирование этого конфликта также рановато. Хотя очень часто, с маниакальной последовательностью пишут, что возможно возобновление столкновений - все может быть, но это устраивает определенные круги, которые прорабатывают одни и те же сценарии. Что касается силовых действий, Азербайджан пока не доведен до такой степени, чтобы совершить то же самое, что, например, Грузия в 2008 году.

- В то же время Каспийский регион очень важен для всех игроков – больших и малых...

- Безусловно, Большой Каспийском регион притягивает внимание всех в основном из-за нефти, газа и транзитных магистралей, в остальном - нет большого интереса. Азербайджан - да, представляет огромный интерес , Грузия - как транзитная страна и государство, которое имеет очень благоприятное геополитическое положение.

- Напрашивается вопрос, который довольно часто обсуждается: можно ли считать, что именно энергетические интересы стоят за революциями в арабском мире?

- Не удивительно, что ведутся всякие дебаты о том, что явилось стимулом для создания такой ситуации на Ближнем Востоке. Я отрицаю тот факт, что, например, Штаты инсценировали всю эту ситуацию. Возникает вопрос: зачем вдруг сейчас? Мало проблем было? Есть много предположений, споров, но конкретно выделить одно – трудно. Не думаю, что арабские революции связаны с энергоресурсами, я даже рассматривать это как один из вариантов, не буду.