Если бы Катя Затуливетер, 26-летняя бывшая помощница и любовница депутата британского парламента от либерал-демократов Майка Хэнкока (Mike Hancock), была российской шпионкой, она стала бы первой в мире, кто противостоит такому обвинению в открытом суде, заявил адвокат Затуливетер в четверг.
Адвокат Тим Оуэн (Tim Owen) отметил, что единственной причиной, по которой старший офицер МИ-5 появился на специальной комиссии по вопросам иммиграции (Special Immigration Appeals Commission, Siac), где рассматривается вопрос о депортации Затуливетер, было «отсутствие фактических доказательств виновности Затуливетер в шпионаже».
Подробности: Затуливетер отрицает обвинения в шпионаже
Он добавил: «Если бы были доказательства, подтверждающие, что она занималась шпионажем, вы были бы совершенно лишним, не так ли?» Офицер Ми-5, назвавший себя менеджером по работе с агентами, хотя его представили просто как ответственного представителя, ответил: «Я понимаю, что вы хотите сказать, и это, возможно, так и есть».
Представитель Ми-5 сказал суду, что хотя некоторые враги России с 1980-х годов изменились, но, тем не менее, многие их черты остаются прежними и сегодня.
Относительно российской разведки, он сказал: «Они так же важны и влиятельны в российском государстве, как и в старые времена, и операции российской разведки по-прежнему проводятся. На мой взгляд, представляется важным то, что российский шпионаж для нас, вероятно, представляет такую же угрозу, как в 1980-е».
Оуэн сказал, что Затуливетер в ее заявлении объяснила, что по поводу шпионажа она пошутила.
Он зачитал: «Я помню, что я писала что-то в духе: «Я смогла вывести из строя половину НАТО, отвлекая Y от его работы». И потом я написала, что не могу продолжать писать электронное письмо, потому что Кремль звонит поздравить меня с моими достижениями».
Оуэн прокомментировал: «Это шутка, не так ли?»
Представитель Ми-5 сказал, что это нерешающий пункт дела, который просто «подкрашивает» обвинения.
Еще по теме: Слушания по депортации российской «шпионки»: роль бывшего главы MИ-5
Оуэн возразил, что дневники Затуливетер показывают, что у нее действительно были настоящие любовные отношения, включая связь с «привлекательным голландским дипломатом», когда ей было всего 18. О нем Затуливетер писала, как «томящийся от любви тинэйджер».
Представитель Ми-5 ответил, что это не доказывает, что Затуливетер не была под контролем российской разведки, и добавил: «Это не наше дело, и мы подчеркиваем, что, по нашему мнению, чувства истца были поддельны».
Ник Филдинг (Nick Fielding), журналист и писатель, занимающийся вопросами шпионажа, отметил, что дело Затуливетер - «скорее оценка рисков, а не основанное на доказательствах дело».
Филдинг, экспертный свидетель по делу Затуливетер, сказал: «Все это может напомнить группу пьянчуг, идущих по дороге».
«Добавляя мелкие кусочки к целому, вы можете подумать, что делаете целое сильнее, но если один из этих кусочков не подходит, вы рискуете, что развалится все».
Комиссия, заседающая в центральном Лондоне, перешла к закрытой сессии, чтобы выслушать свидетельства от МИ-5.