На южном полюсе начались крупные маневры? На последнем консультационном собрании по договору об Антарктике, которое состоялось в июне в аргентинском Буэнос-Айресе, Россия сообщила о намерении начать разведку минеральных и углеводородных ресурсов на белом континенте и в омывающих его морях. В документе, который представила российская делегация, отмечаются ключевые моменты «развития деятельности Российской Федерации в Антарктике на период до 2020 года и на более отдаленную перспективу».
Хотя это решение посеяло волнение среди делегатов 48 подписавших договор об Антарктике государств, до настоящего момента о нем ничего не было известно: такие собрания проходят без внешних наблюдателей и пресс-релизов. Тем не менее, российский документ все же по-тихому появился в сети на интернет-сайте Секретариата договора об Антарктике (www.ats.aq).
Планы Москвы по проведению «комплексного изучения минеральных, углеводородных и других видов природных ресурсов Антарктики» могут негативно отразиться на особом юридическом статусе шестого континента. Более того, они вступают в прямое противоречие с Мадридским протоколом. Этот документ предоставляет Антарктиде статус «природного заповедника, предназначенного для мира и науки». Таким образом, любая форма геологической разведки и добычи на континенте в теории сегодня запрещена.
Еще по теме: уроки Арктики
В условиях растущих сырьевых аппетитов и непростых отношений с Китаем, который продолжает укреплять свои позиции на севере Европы, бывший председатель испанского правительства Фелипе Гонсалес (Felipe Gonzalez) , бывший премьер-министр Австралии Роберт Хоук (Robert Hawke) и бывший премьер-министр Франции Мишель Рокар (Michel Rocard) обратились с призывом к продолжению ратификации Мадридского протокола. По их словам, нужно сделать все возможное, чтобы «отстающие», наконец, его ратифицировали.
Дело в том, что 14 подписавших договор об Антарктике государств до сих пор так и не ратифицировали протокол, который был принят в 1991 году в испанской столице и вступил в силу семь лет спустя. Их участие позволило бы увеличить удельный дипломатический вес протокола, который служит главным природоохранным документом в системе договора.
Позволит ли эта инициатива избежать гонки за антарктическими ресурсами? После того, как о российских аппетитах стало известно, австралийский Институт международной политики имени Лоуи (по слухам эта организация близка к правительству страны) опубликовал доклад, в котором призывает власти защитить национальные интересы, начав диалог «с придерживающимися аналогичного мнения государствами, чтобы предвосхитить вопросы суверенитета и ресурсов, которые будут пересмотрены в 2048 году». В этом году подписавшие Мадридский протокол государства могут добиться его пересмотра.
Австралия, как и Франция, Новая Зеландия, Норвегия, Великобритания, Чили и Аргентина, имеет серьезные территориальные претензии в Антарктике, которые были заморожены после подписания договора. В этом и заключается одна из странностей современного юридического статуса. Территориальные претензии этих семи государств выносятся за скобки, но никоим образом не оспариваются. Таким образом, каждое из них сохраняет свои притязания, но не торопится переходить к конкретным действиям.
Подробности: Россия наращивает военное присутствие в Арктике
Рокар, который вместе с Хоуком был инициатором и архитектором Мадридского протокола, уверен в прочности соглашения. «С 2048 года в протокол могут быть внесены изменения при условии согласия трех четвертей 12 государств-консультантов (они располагают наибольшим весом в системе договора), - сказал Рокар. - К тому времени мир столкнется с ускорением уже начавшегося процесса потепления климата, и поиск углеводородов в Антарктике больше никому не покажется разумной идеей». «Тем не менее, сегодня тот факт, что мы движемся к периоду нехватки ресурсов, наводит на всех страх, - добавил он. - Кроме того, не забывайте, что система договора не предусматривает каких либо инструментов принуждения, предназначенных для того, чтобы помешать кому-то осуществить свои намерения».
Как и другие международные соглашения, договор об Антарктике во многом зависит от доброй воли своих участников. Если один из них начнет отступать от его положений, это может опасно раскачать существующую систему. Особое беспокойство в этой связи вызывает то, что пробный ход России не вызвал никаких официальных протестов со стороны правительств других стран-участниц.
Кроме того, на это решение Москвы накладывается усиление позиция Китая в Антарктике. Его новая база «Куньлунь» расположена на высоте почти в 4000 метров и нависает над всеми остальными научными станциями континента. Символическое значение оказалось тем сильнее, что научная значимость такого расположения не показалась очевидной членам консультационного совета, в компетенции которого находится выдача разрешений (в теории единственным критерием оценки здесь служит научный интерес проекта) на развертывание станций.
Еще по теме: как утвердить суверенитет в Арктике
«Патриотические названия, которые дает Китай своим научным станциям (…), свидетельствуют о скрытом национализме в действующей китайской политике, - отмечают специалисты Института международной политики имени Лоуи. - По имеющейся информации, на базе «Куньлунь» весит табличка с надписью «Добро пожаловать в Китай», что подразумевает неприятие притязаний Австралии». Китайская научная станция действительно находится в самом центре территории, которую Канберра считает своими владениями.